Вот тут подумалось, что такое количество новых, интересных видов птиц за одну двухнедельную поездку, у меня получалось увидеть и снять нечасто. С разнообразием птиц Дальнего Востока из моего опыта может посоперничать только Казахстан. Столько уже выложил, а впереди еще много чего есть показать 🙂
Вот, например, желтогорлая овсянка — одна из красивейших наших овсянок. Даже в латинском название она — elegans. Кроме интересной окраский у нее еще есть замечательный хохолок, который овсянка иногда показывает. Хотя для меня все овсянки красивы, каждая по своему.
Это обычная птица лиственных лесов Дальнего Востока, но предпочитает почему-то именно молодые дубовые леса.
В память о синем соловье осталась только эта запись, сделанная под шум текущей Дыроватки.
Широкорот — ближайший родственник сизоворонки,обитающий по всей Юго-Восточной Азии и даже в Австралии. В нашей стране его можно найти в лесах юга Дальнего Востока. Очень красивая птица, жаль, что мы видели ее только издалека и только в полете. Зато эти наблюдения происходили в моменты токования широкоротов, когда пара птиц с криками выделывала в небе различные пируэты. Гнездятся широкороты в дуплах, чаще всего высоко над землей. В общем птица, труднодоступная для фотографов и без подготовки хорошо ее снять сложно.
Ну и практически все догадались о подсказке — широкорот на английском зовется Dollarbird.
Еще одна бабочка — павлиноглазка рыжая (Aglia tau). Латинское название дано потому, что на пятнышках на крыльях нарисована греческая буква "тау".
Долина р. Дыроватка, Хинганский заповедник. Судя по всему — самка.
Один из самых обычных сверчков нашей страны в целом и Сибири в частности — певчий сверчок. Достаточно отъехать на восток от Оби и там начинается его царство до самого Тихого океана. Обитает на влажных лугах, низинных болотах с кустарниками, предпочитает высокую траву с кустраниками, где можно легко спрятаться и безопасно передвигаться, оставаясь незаметным. При этом это очень доверчивый сверчок, легко может подпустить человека на пару метров, так что фотоаппарат не может сфокусироваться.
По внешнему виду похож на нашего обыкновенного сверчка, но мельче и рыжее, с более яркой бровью. Ну и конечно же сильно отличается по песне, которая состоит из треска и переливчатых трелей.
В окрестностях Хинганского заповедника это одна из самых обычных птиц равнинной части, которую не представляет труда найти.
Конечно же, одними из главных, желанных наших встреч были встречи с совами. На Дыроватке мы встретили три вида сов, чем они нас очень порадовали. И если иглоногую сову на Дыроватке снять не удалось, то уссурийская совка немного нам попозировала. А уж какой концерт нам устроила пара длиннохвостых неясытей — об этом я расскажу завтра.
Уссурийская совка — это близкая родственница сплюшки. И если сплюшек мы насмотрелись в мае, находясь в гостях у Алексея Левашкина, то в июне было интересно сравнить ее с уссурийской совкой. Внешне они очень похожи, разве что уссурийская совка несколько темнее. Также интересно летают — как огромные бабочки или летучие мыши. Ну и конечно же они хорошо отличаются голосами. Голос уссурийской совки — трехсложное "уть-та-та", в отличие от "сплюю" нашей сплюшки.
Вообще уссурийских совок правильнее называть восточными совками, т.к. их ареал распространяется на широкой площади Восточной Азии от Забайкалья до Никобарских островов и Цейлона. И одних только рас восточной совки выделяют аж до 15, в т.ч. различные островные расы. Окраска птиц также варьируется между двумя морфами — серой и рыжей.
Таким образом из четырех видов наших совок (в Казахстане познакомился еще с буланой совкой), осталось мне найти только ошейниковую совку в Приморье.
PS Почему она так поставила крыло я не знаю, возможно реакция на возбуждение на голос конкурентов. По крайней мере она так делала не раз.
Совы привлекают людей из-за своего внешнего вида, но немногие видели этих скрытных птиц вживую в дикой природе. Для этого как минимум надо знать, где живут совы и уметь их находить. Не менее интересно не только наблюдать сов, но и просто послушать. Их голоса пробуждают какие-то древние инстинкты, в т.ч. страх неизвестности перед ночной теменью леса. Крики сов в древности называли злвещими воплями, а самих сов считали предвестниками беды и спутницами ведьм.
В Хинганском заповеднике в одну из ночей на Дыроватке пара длиннохвостых неясытей устроила настоящий концерт над нашей палаткой. Было приятно засыпать под такую песню. Ну разве можно ее назвать зловещими воплями?
Еще одна прекрасная птица из Дальнего Востока — синяя мухоловка. К птицам синего цвета у меня особая любовь, они все прекрасны: зимородок, сизоворонка, синяя птица, синий каменный дрозд. А теперь вот к ним добавилась и синяя мухоловка. Теперь очередь за синим соловьем.
Это настоящая тропическая мухоловка, ареал которой только краем заходит к нам на юг Дальнего Востока. В Хинганском заповеднике находится северо-западная граница ареала синей мухоловки.
По сравнению с другими мухоловками — это достаточно крупная птица. Но, конечно же, больше всего в глаза бросается ее окраска. Синий цвет мухоловки может менять свою тональность в зависимости от освещения от черного до ярко-голубого цвета. Сложно передать окраску с помощью фотографии, мы долго ловили нужный ракурс и подходяще освещение.
Синяя мухоловка считается лучшим певцом в своем семействе, разнообразие трелей можете послушать на записи ниже.
Для кого-то самым ценным и интересным считается поснимать крупных птиц — хищных орлов, журавлей, ну или на крайний случай глухарей. Для меня лично самыми ценными кадрами из поездки в Хинганский заповедник были не кадры дальневосточных аистов и японских журавлей, а вот такие кадры маленьких и невзрачных птичек, которых и увидеть-то нелегко, не то что сфотографировать. И пусть кадры не самого лучшего качества, но все равно они радуют меня больше всего.
Представьте себя — 9 вечера, под покровом леса уже очень темно, снимать невозможно даже на ИСО 3200, вспышка только встроенная и тут прилетает она — короткохвостка. Это был единственный случай, когда она показалась на глаза. Все остальное время мы только слышали ее "жужжание". Как она умудряется прятаться буквально под ногами и оставаться незаметной — я до сих пор не понимаю. Это какая-то фантастика! И ведь не редкая птица, все время поет около лагеря, а увидеть практически невозможно. Безумно интересная птица, рекомендую посмотреть на нее на видео: https://www.youtube.com/watch?v=v0or5QD0sTY
Снимать дроздов на Дальнем Востоке проблематично. Одни из самых пугливых птиц. Никак не сравнить с нашими рябинниками или кавказскими черными дроздами. Увидеть-то непросто, а сфотографировать получилось только самку у гнезда. Зато поют хорошо, заслушаешься!
Сибирская мухоловка — маленькая серенькая птичка, как и наша серая мухоловка, обладает тихим голосом, скорее даже попискиванием. Сибирская мухоловка в Хинганском заповеднике нам встречалась только в смешанных лесах Хинганского лесничества, причем держалась преимущественно на вершинах хвойных деревьев, т.ч. рассматривать ее можно было только снизу вверх. Т.ч. снять эту жительницу верхнего яруса леса не так-то просто.
Очень интересная птичка — таежая овсянка. Яркая, симпатичная птичка, обитающая в южной тайге Дальнего Востока, преимущественно в горных лесах на территории России. Если посмотрите на карту ареала, то удивительным образом ареал проходит практически по границе нашего Дальнего Востока. То ли в Китае нет подходящих биотопов, то ли она там плохо изучена.
Птичка мелкая, но красивая, с удивительно звонким голосом. Голос таежной овсянки очень изменчив от особи к особи, что характерно для некоторых дальневосточных овсянок (особенно для седоголовой!).
Серый снегирь — малочисленный зимующий вид Хинганского заповедника ("Кадастр птиц Хинганского заповедника и Буреино-Хинганской низменности 1995-2009", Антонов А.И., Парилов М.П.). Буквально в последнее утро нахождения нашей команды в Хинганском заповеднике, нам удалось найти пару серых снегирей, собирающих стройматериал для гнезда. Тем самым внесли небольшой вклад в список гнездящихся птиц заповедника.
Из трех видов российских снегирей в Хинганском заповеднике (и вообще на Дальнем Востоке) обитают все три вида: обыкновенный, серый и уссурийский снегири. Всем похож на нашего снегиря, только серый, без малейших признаков красного цвета. Разве что самки розовато-бурые, как и самки наших снегирей, что их делает практически неотличимыми от обыкновенных. Сибиряков этой птицей не удивишь, а для меня вот был лайфер 🙂
Еще вот с Дыроватки хочется дать вам послушать песню черноголовой гаички. Не знаю какой точно подвид — то ли brevirostris, то ли crassirostris, но поют здешний гаички очень красиво, как мне кажется красивей европейских.
Знаменитое озеро Клёшенское находится в Антоновском лесничестве Хинганского заповедника. Здесь, на берегу озера, находится кордон заповедника. Летом здесь живут сотрудники заповедника, работают по программе разведения и выпуска редких японских и даурских журавлей. Про них в свое время в ЖЖ писали Денис (
Само Антоновское лесничество призвано охранять нетронутые участки Приамурской равнины с разнотравными лугами и осоковыми болотами. Здесь спокойно гнездятся редчайшие японские и даурские журавли, дальневосточные аисты и другие птицы, на лугах во множестве пасутся косули. Вдали от людей птицы и звери чувствуют себя комфортно. Но даже сюда регулярно доходят пожары и тогда местным обитателям становится плохо. Так, весной, перед нашим приездом, сгорело известное гнездо дальневосточного аиста, обитатели которого были наиболее лояльными к людям.
Вечером здесь очень спокойно. Но не тихо, т.к. начинают кричать большие погоныши, восточные пастуши и амурская выпь. А ближе к ночи мы слышали погонышей-крошек.
Вставали мы очень рано, потому что после 10 птицы замолкали, а на лугах становилось невыносимо жарко.
Идиллия — это когда рядом с японскими журавлями пасутся косули и дальневосточные кроншнепы.
Амурские кобчики летают над бескрайними осоковыми болотами в поисках насекомых.
Добавил в свою фотогалерею новую папку для нового семейства. В России встречается единственный представитель данного тропического и многочисленного семейства птиц. Все остальные представители живут на территории ЮВА, Индостана и даже Африки с Австралией. Речь идет про серых личинкоедов — самых северных представителей семейства Campephagidae, куда входят различные личинкоеды (Minivets) и родственные им сорокопутовые личинкоеды (Cuckooshrikes). Если большинство видов личинкоедов имеют яркую окраску (оранжевую, красную), то наш сорокопут серо-черный.
Перед поездкой на ДВ, я думал, что серые личинкоеды там большая редкость. Оказалось, что это не так. Это самый обычный обитатель дубовых лесов, встречался нам повсеместно как на территории поселка, так и в различных местах заповедника. Птица легко отличается по голосу, громкому и своеобразному. Идя по лесу чаще слышишь, как над кронами стайками носятся личинкоеды, а вот увидеть его можно только на открытых пространствах, когда он перелетает или сидит на верхушках дубов. Вниз он практически не спускается, это житель верхнего яруса леса. Излюбленная поза личинкоеда — сидеть на верхушке дерева, чтобы из листвы торчала одна голова. Ну на фотографиях это видно.
Ну и про название. Название, конечно, дурацкое для такой милой птицы. Тем более в семействе встречаются настоящие красавцы. Тем более питаются они не только личинками. Может орнитологи подумают над более приличным названием?
Самочка попалась всего раз
Журавлей надо снимать из засидки. И желательно весной, когда они танцуют. Ну вот как то так.
С подхода журавлей снимать сложно, обычно они за километр улетают или прячутся в лесу. В Хинганском была только одна встреча с японцем, который дал себя немного поснимать. И то, возможно, из местных воспитанников.