Из четырех видов гаг нашей страны до сего года я встречал только обыкновенную нашу гагу. И никак не ожидал, что на севере Якутии смогу увидеть все три оставшихся вида буквально сразу по приезду, за два дня исследований. Особенно рад был встрече с очковой и сибирской гагой.
Сибирская гага оказалась очень простодушной уткой, к моему присутствию в нескольких метрах относились спокойно и даже умудрились заснуть при мне, сидя на берегу небольшого озерца. Надо ли говорить о том, что я был безмерно счастлив просто сидеть рядом и наблюдать за жизнью этих удивительных птиц. Пройдет еще совсем немного времени, самки сядут на гнезда, а самцы покинут их и отправятся к местам летней линьки. Так что мы приехали в очень правильное время, раз умудрились застать здесь пары всех трех видов.
Male Steller’s Eider calmly treated me and even fell asleep, not paying attention to me. North-East Yakutia.
Когда я теперь встречаю гаг, то вспоминаю Alexandra Goryashko. Когда встречаю Alexandra Goryashko, то вспоминаю гаг. Потому что гаги и Alexandra Goryashko не разделимы. Гаги — это такие прекрасные утки, очень самобытные и красивые. А Alexandra Goryashko — это прекрасный человек, который пишет про них замечательную книгу. И Александре можно помочь издать эту книгу, по ссылке ниже.
https://alexandragor.livejournal.com/641999.html
А я из Якутии специально для Александры привез фотографии трех видов гаг, два из которых поместились на одной фотографии 🙂
Издалека белоклювая гагара кажется крупной черно-белой уткой и только желтоватый клюв бросается в глаза. Но при ближайшем рассмотрении в глаза бросаются детали: металлический сине-зеленый перелив шеи, красно-коричневые глаза, регулярно поднимающийся на лбу хохолок. Но особенно красива шахматная «чешуя» на спине и шее.
Стерх (он же белый журавль) в России известен теперь больше тем, что с ними летал Путин. Но известность его (стерха) печальна не этим, а другим фактором. Этот вид нынче имеет статус Critically Endangered Международного Союза Охраны Природы (МСОП). По-русски это значит «на грани исчезновения».
Вообще если посмотреть сайт iucnredlist.org, то этого статуса удостоены следующие наши виды: нырок Бэра, лопатень, дубровник, стерх, эскимосский кроншнеп, тонкоклювый кроншнеп, хохлатая пеганка, кречетка. Очень странные эти статусы. Оба кроншнепа и пеганка уже вымерли. Ставить в один ряд дубровника и лопатня некорректно. Численность японского журавля еще меньше численности стерха, а в списке Critically Endangered японца нет. Понятно, что смотрят не только на численность, но и на динамику. Но все равно вопросы остаются.
А стерх…ну журавль…ну белый…ну редкий. Но малая пестрогрудка и гирканская гаичка круче 🙂
В тундре под Чокурдахом мы надеялись увидеть новый вид для себя, который по словам местных орнитологов здесь достаточно обычный. Белошейная гагара (не путать с белоклювой) распространена на северо-востоке нашей страны, на Аляске и на севере Канады. Проблема в том, что отличить ее от обычной нашей чернозобой гагары не всегда возьмется даже специалист. Более мелкая, более короткий и тонкий клюв — вот и все основные отличительные признаки. Понятно, что в поле издалека с такими признаками не разбежишься. Вот, например, мы фоткали этих трех гагар и думали, что наконец-то это они, белошейные! Но нифига, обычные чернозобые. Так мы и остались без лайфера, придется на Чукотку ехать.
В Чертикудах я приехал в первую очередь за розовой чайкой. Но кулики северо-востока Якутии манили меня не меньше. Ведь для европейского бердвочера многие из них знакомы только по книжкам. Не летят к нам дутыши, острохвостые песочники, кулики-красношейки и плосконосые плавунчики. Вот например мечта поэта — кулик-дутыш, названный так из-за своей манеры надувать свой зоб во время токования перед самкой. Не встретить его европейским жителям потому, что летит на зимовку он ни много ни мало аж в Южную Америку. Так что радуют глаз они в первую очередь бердвочеров США, Канады и далее на юг до Аргентины и Уругвая.
Наблюдать за токованием дутыша очень интересно, это должен увидеть каждый бердвочер! Вообще наблюдать птиц в местах, где проходит их гнездование, гораздо интереснее, чем смотреть их на пролете. Такой интересной и насыщенной поры, как пора гнездования, в жизни птиц больше нет.
Дутыш оказался самым распространенным куликом тундры северо-восточной Якутии. И самым дружелюбным. Поэтому я привез массу фотографий этой замечательной птицы, которые обязательно покажу в сопровождении интересной информации о биологии этого вида.
Плавунчики всем известны своим феминистически-матриархальным образом жизни. Самки прилетают, откладывают яйца и валят отдыхать на юга. А самцы насиживают, кормят, выращивают все лето птенцов. У них , в отличие от других птиц, самки имеют более яркую окраску от самцов. Ну, в общем-то, все эти факты давно известны людям, интересующимся птицами, ничего нового. Вот просто хотел показать предотлетное скопление самок круглоносого плавунчика. Яйца они все уже отложили, еще немного и полетят наставлять рога (зачеркнуто) отдыхать в Юго-Восточную Азию.
Из Чокурдаха в наш тундровый лагерь мы приехали на моторной лодке ближе к полночи. Плыли на лодке два часа и я очень пожалел, что не взял пару свитеров и пуховик. Хотя мы в принципе нормально доехали, а вот наши иностранцы не представляю как мерзли, один из них был в кепке 🙂
Всю дорогу нам в лицо светило солнце. В полночь оно уже почти не грело, но хотя бы радовало своим наличием. Чем хороша тундра, что здесь очень длинный фотографический день — снимать можно с вечера до утра при отличном свете. Поэтому в полночь мы не залегли спать, а отправились на разведку вокруг нашей базы.
Первой птицей, которую мы здесь встретили, была белая куропатка. Куропатыч — хозяин нашего уютного домика, регулярно прилетал на крышу, громко кричал и топал ногами у нас над головой. Особенно любил он активничать, когда мы ложились спать. Тундра на ночь все равно замирает и засыпает, несмотря на незаходящее солнце. И только белый куропатыч несет вахту, смешно покряхтывая на своем куропачьем языке.
Все знают длинноногих и длинноклювых куликов, которых зовут веретенниками. Назвали их так из-за длинного веретенообразного клюва. У нас их обитает два вида — малый и большой веретенник, причем большой веретенник гнездится не в тундрах, как большая часть куликов, а вполне себе в центральной и южной России.
Но мало кто знает о других веретенниках, которые похожи на своих собратьев, но являются их дальними родственниками. У них сложные названия: азиатский бекасовидный веретенник и американский бекасовидный веретенник. Оба обитают в азиатской части нашей страны. Азиатский бекасовидный веретенник — очень редкая птица, которая спорадически гнездится в разных местах по югу Сибири. А вот американский бекасовидный веретенник вполне обычен, но живет на крайнем северо-востоке нашей страны от Яны до Чукотки и далее по северному побережью Аляски. Увидеть легко, но добраться до тех мест непросто.
«Американцы» невероятно симпатичные кулики, очень доверчивые и красивые. Во время токования они летают высоко над головой и их песня далеко разносится над тундрой.
Наверное одна из самых желанных птиц наравне с розовой чайкой в эту поездку в тундру Якутии для меня был острохвостый песочник. Этот кулик редко попадает на фотографии наших фотографов и бердвочеров, он редко фигурирует в сводках наблюдений. И это гнездовой эндемик России — гнездится узкой полосой в тундрах Якутии и Чукотки.
Эти кулики гнездятся в труднодоступном регионе, а потом перелетают на зимовку в Австралию. Именно поэтому это нечастый объект фотосъемки, а уж в брачном пере снимали его совсем немногие.
Птица по внешнему виду и размерам очень похожа на дутыша, видимо является его ближайшим родственником. В глаза бросается ярко-рыжая окраска пера в брачном наряде, поэтому летом их отличить проще. Но бывают ситуации, когда надо напрячься, чтобы понять кто перед тобой — дутыш или острохвост. У этих двух видов ярко выражена конкуренция за гнездовые территории. Птицы часто гоняют друг друга и по наблюдениям местных орнитологов чаще всего острохвосты гоняют дутышей. Картина, когда пара острохвостов летает с криками за дутышем — обычное дело в этих местах.
Среди наших речных уток три вида носят гордое название чирков. Два из них всем известны — чирок-свистунок и чирок-трескунок. А еше один вид известен только якутским и дальневосточным охотникам и орнитологам.
Чирок-клоктун — самый загадочный из чирков. Когда-то массовый вид, стаи которого заполоняли на пролете все озера Дальнего Востока до середины 20-го века. С 1972 произошло резкое снижение численности, которое продолжалось до начала 21-го века. Целых 30-лет вид находится на грани вымирания — его статус был «Уязвимый». Его численность на пролете на озере Ханка уменьшилось по разным оценкам в 300-450 раз.
Что с ним случилось до сих пор точно непонятно. Скорее всего это как-то связано с местами зимовок в Китае. Возможно потравили, возможно постреляли и выловили. Тем не менее он стал редок на зимовках и в Корее и в Японии, хотя со временем все-таки сумел немного восстановить численность. Но сейчас пишут об очередном снижении.
В 1967-1997 годах в Якутии весной регистрировались единичные птицы, находки гнёзд и выводков были крайне редки. Нам же улыбнулась удача — мы нашли гнездо клоктуна с кладкой, да и летующих самцов в окрестностях нашей базы под Чокурдахом было предостаточно. В общем еще одна мечта осуществилась!
Сегодня лента пестрит новостями об одной нашей маленькой птичке. Пеночка-весничка, такая обычная птичка для всех нас, но удивила всех. Давно известно, что наши европейские веснички летят в центральную Африку на зимовку. Поэтому они и прилетают позже, чем теньковки — им дольше добираться до мест гнездования. Но удивили восточные веснички, подвида yakutensis, которые живут далеко на северо-востоке нашей страны, вплоть до Чукотки. Вместо того, чтобы лететь на зимовку куда-нибудь в Таиланд, они по старой памяти летят сначала на запад, а потом в Африку. Итого эта маленькая 10-граммовая птичка пролетает 13000 км в одну сторону и обратно в течение года. Всегда удивляет, насколько много сил в этом крохотном создании заложила природа.
Вот ссылка на статью:
https://movementecologyjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40462-018-0138-0?fbclid=IwAR032rAN-5rfO_DiOK8IiqkHPTChOhRWMV9HX7Yqffnj1FweSOS_sGlO-nU
На фото герой статьи — весничка подвида yakutensis, снятая мной в северо-восточной Якутии, на р. Берелёх (приток Индигирки). Как видите, она достаточно отличается от европейской веснички серыми тонами.
Предки овцебыков жили в Гималаях около 5 млн лет назад. Потом климат похолодал, они спустились на равнины и распространились по всей Северной Евразии. Во время одного из оледенений они попали в Северную Америку и Гренландию. Совсем недавно по меркам планеты Земля произошло массовое вымирание, когда исчезли мамонты и шерстистые носороги, овцебыкам тоже досталось и они повымирали почти везде, кроме территории нынешней Канады и Гренландии. Тем не менее, судьба мамонтов их не постигла, а сейчас, благодаря человеку, его расселяют в разных районах Арктики. В России их поселили на острове Врангеля, на Таймыре, в Якутии, на Полярном Урале и недавно привезли в Магадан.
Рядом с нашим лагерем на соседнем булгунняхе жило семейство овцебыков — три мамы с детенышами и папаша. Каждое утро мы наблюдали застывшие изваяния овцебыков, кормящихся на склонах булгунняха карликовой березой. Животные линяли и кругом валялась старая зимняя шерсть, которая является одним из самых теплых материалов, позволяющим пережить 50 градусные морозы.
Тундра — не самое популярное место у воробьиных птиц. Места суровые, деревья такие низкие, что грибы вырастают выше. А воробьиные — это в первую очередь обитатели леса или хотя бы хоть каких-нибудь кустарников. В голой тундре обитателей из этой группы не так много, в отличие от куликов. Вот из нашей поездки можно вспомнить желтую трясогузку (берингийскую), краснозобого конька, овсянку-крошку, лапландского подорожника. Это те, кому совсем не нужны даже кусты. В зарослях карликовой березы можно найти еще и варакушку, пеночку-весничку, сибирскую завирушку, чечетку. Вот как бы и все.
Из всего этого безобразия самым распространенным «воробьем» в тундрах Индигирки является лапландский подорожник. Красивейшая овсянка, которая до этого мне почти не попадалась в кадр. Здесь, несмотря на его большое количество, снять подорожника удалось не сразу. Большинство из них достаточно осторожны. Но все-таки среди массы птиц удалось найти несколько экземпляров, отличающихся любопытством. Достаточно было сесть передохнуть, чтобы тут же подлетел вот такой красавец и стал удивленно рассматривать необычного «северного оленя» в красной куртке.
Плосконосый плавунчик в отличие от круглоносого не так часто представлен на фотографиях любителей птиц. Причина в удаленности мест обитания и особенностях миграционных путей. Живут они на северо-востоке нашей страны от Ямала и до Чукотки. 9 из 12 месяцев в году они проводят в морях-океанах. В отличие от круглоносого плавунчика, плосконосые строят свой миграционных маршрут именно вдоль океанов, в основном по местам, богатым мелкими ракообразными. Поэтому встречи на материке во время пролета единичны. Это самый морской кулик из наших куликов. На зимовке их чаще можно встретить в тропических морях в районе Южной Америки или Африки.
Когда белоклювая гагара заходит на посадку, то это словно бомбардировщик в мире птиц. Огромная, красивая, на нее можно смотреть вечно.
В тундре на Индигирке наконец-то познакомился с турухтаньими токами. До этого только слышал, видел фильмы и фотографии. Конечно я видел, как турухтаны в брачном наряде показывают элементы драк во время пролета. Но посмотреть на турухтанов на токовых площадках познавательно.
В конце июня самки турухтанов уже сидят на гнездах и активность на токах потихоньку сходит на нет. Самцов на токах становится все меньше, да и те просто сидят нахохлившись, не особо обращая друг на друга. Редко прилетают другие самцы, и тогда остальные взбадриваются, немного прыгают, но тут же успокаиваются, т.к. понимают, что прилетела не самка.
Ток турухтана — это голая вытоптанная ровная площадка, где собираются до нескольких десятков самцов. Обычно такая площадка делается на возвышении. Видите бугор пучения, возникший благодаря активности вечной мерзлоты, смело ищите на нем турухтаний ток.
Ток турухтана интересен не только самкам и другим самцам этого вида. Сюда регулярно прилетает сапсан, который не прочь поймать зазевавшегося красавца с пышным воротником. Т.ч. на току можно встретить и печальное зрелище — остатки былого великолепия в виде голов и ног турухтанов.