Итак, с 28 мая по 19 июня я впервые побывал на Чукотке. Благодаря Русскому обществу сохранения и изучения птиц (РОСИП) и его руководителю Е.Е. Сыроечковскому удалось осуществить мечту — побывать на Земле Лопатня в пос. Мейныпильгино, где ученые из различных стран спасают от вымирания маленького кулика-лопатня. Этих куликов во всем мире осталось меньше 200 пар, в то время как в конце прошлого века их количество оценивалось примерно в 10 раз больше. Резкое падение численности связывают с проблемами на местах пролета и зимовок в Юго-Восточной Азии, где происходит неконтролируемый вылов пролетных птиц, а также уничтожение основных прибрежных мест остановок куликов на пролете и зимовках.
Спасение лопатня — это комплекс мер, куда входят как глобальные политические договоренности на уровне стран, так и местная деятельность орнитологов и волонтеров. Например у нас, на Чукотке, орнитологи делают огромную работу, проводя выращивание птенцов и минимизируя риски их гибели в самый ответственный период от начала кладки до взросления. В Юго-Восточной Азии берутся под охрану многие ключевые места остановок лопатней, местные бердвочеры занимаются мониторингом таких мест и организуют защиту от нелегального вылова.
Итак, поехали.
Перелет в Анадырь, как и другие города Дальнего Востока идет через северные регионы нашей страны. Река Колыма в районе Черского 28 мая 2020 г. Пролетели над Чокурдахом и Черским. Видно Восточно-Сибирское море во льду. Да и Колыма у устья ещё закрыта.
На пляже в Угольных Копях никого. Самоизоляция 80 lvl. До вылета и по прилету мы делали анализу от COVID. Все прошло хорошо, мы заселились в местный хостел и 4-5 дней проводили орнитологические наблюдения в окрестностях пос. Угольные Копи, где находится аэропорт г. Анадыря. Как многие знают, аэропорт и город разделены лиманом, чтобы добраться между ними люди используют катер летом, зимник зимой и судно на воздушной подушке в промежуточное время. Вот мы попали в то время, когда льды еще заполняли Анадырский лиман, а когда уезжали 19 июня — лиман был чистый и по нему ходили корабли.
Запись от 30 мая. В тундре пос. Угольные Копи поют полевые жаворонки, варакушки, веснички. В поселке встречаются каменки и вОроны. Как будто никуда не уезжал. Только что, правда, метрах в 10 от меня приземлилась стая канадских журавлей, я не понял что это было, больные создания, совсем не боятся людей. Ну и первый лайфер — черные казарки. Вообще сегодня солнце, замечательная погода и очень много разных птиц. Куличья всякого особенно, можно никуда не уезжать из Копей, здесь тоже хорошо.
В один из дней поднялся на сопку рядом с аэропортом, хотел найти больших песочников. Песочников не нашел, были гольцовые коньки и тундряная куропатка. И открывался красивый вид на город и лиман. Город на той стороне, аэропорт на этой. Так и живём, все для людей.
3 июня 2020. Наконец-то перелет в пос. Мейныпильгино. Туда летают вертолеты раз в две недели, но очень многое зависит от погоды. При плохой погоде вертолета можно ждать и неделю и больше. Нам повезло, улетели и вернулись по расписанию и все время нахождения на Чукотке была чудесная погода с редким туманным исключением. «Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку». Мои друзья, сокамерники, попутчики и коллеги — Юля Даркова и Саша Есергепов.
Кого-то интересуют лопатни, а кого-то любители лопатней. Хотя надеюсь, что им еды хватает, а москвичи невкусные.
Нам повезло с погодой на Чукотке — мы ещё ни разу не застали дождь и ветер. Солнечный край. Правда в Мейныпильгыно ещё и туманы, постоянно наносит с со стороны моря. Но стоит отойти на километр от села — и опять красота и солнце. На фото местные пейзажи в тумане и пара белошейных гагар.
Покоряем Чукотку, а Чукотка покоряет нас. Вообще времена покорения природы прошли, настало время отдавать долги. Чем и занимаются здесь, в Мейныпильгыно, орнитологи.
У нас в Чукотской тундре прямо разгар весны. Сегодня поднялись на небольшую горку в районе Майны, вокруг все розово-жёлтое. Какие только цветы не цветут — рододендроны (лапландский и золотистый), какие-то крестоцветные, бобовые, камнеломки, «гиацинты» (лаготисы). Дома буду определять.
Сверху тундра очень красива. С одной стороны видно Берингово море, с другой горы Корякского нагорья, которые наполовину скрыты облаками. Мы же поднимались на небольшую высоту — всего 213 метров, но все внизу казалось так далеко — мелкими точками плавали утки на озере, а с другой стороны под хребтом мирно спал медведь. И да, мы нашли там гольцовых коньков, рогатых жаворонков и больших песочников.
Работа по лопатню предполагает разные способы передвижения. Расстояния здесь большие, пешком не всегда можно добраться до нужных мест. Да и кроме лопатня есть дальние точки, где надо провести орнитологические наблюдения. Но и пешком бывает проходим по тундре по 25 км.
До свидания Земля Лопатня, солнечный и туманный край! Спокойной жизни тебе и твоим жителям. Успехов замечательным орнитологам и программе «Путевка в жизнь».