С Искандеркулем мы попрощались, нас обрадовали тем, что проезд на Памир для туристов открыт и мы поехали в Душанбе за пропусками. Полтора дня у нас ушло на оформление пропусков, т.е. один целый день мы бездельничали в Душанбе (разве что к речке сходили). А затем рано утром наконец старотовали в долгожданный путь на Памир.
Вот по дороге мы и заехали в колонию, где обитали эти индийские воробьи и розовые скворцы. Но самое интересное, это верхушка пищевой пирамиды данной колонии. Вот уж кого не ожидал встретить, так это сокола-шахина, достаточно редкую птицу. Шахин здесь устроил себе присаду, откуда охотился на местную мелочь, при нас правда никого не поймал.
В предыдущем тексте про воробьев упоминалась смешанная колония индийских воробьев и розовых скворцов. Вот в дополнение показываю этих самых скворцов.
"Понаехали тут, житья от вас нет"…подумал таджикский сычик, прячась от московских любителей птиц.
Но самые интересные места начались после Куляба, начиная с подножья хребта Хазратишох, где стоит наша 201-я Гатчинская дивизия. Тут в одном месте мы нашли и гнезда туркестанских сорокопутов с певчими славками, и соловья-белошейку, и начали появляться каменные воробьи с черными каменками. Но самая красота началась, когда мы проехали пост в поселке Шурабад. Здесь дорога проходит по ущелью, где-то внизу шумит далекая речка, а кругом располагаются склоны гор какого-то красного цвета. Спускаясь вниз мы попадаем в широкую солнечную долину, где происходит наше знакомство с великой рекой Пяндж — частью реки Амударья, впадающей в Аральское море. Далее наш путь на протяжении недели будет проходить только вдоль этой реки, до самых ее верховьев, где ее можно перейти вброд на афганскую сторону.
А пока расскажу немного про то место, которое мы увидели, перевалив через хребет Хазратишох в долину Пянджа.
А вот так выглядят незрелые фисташки, которые мы потом покупаем в наших магазинах.
Первая наша черная каменка, чернобрюхой формы.
Сизоворонка на фисташке
Хребет Хазратишох и дорога вдоль Пянджа до районного центра Кала-и-хумб может порадовать любого герпетолога. Окрестные россыпи камней и скалы кишат различными пресмыкающимися, в основном агамами. Вот, хочу показать несколько агам из этих мест. Пытал разных людей по поводу их видовой принадлежности, получилось вот что.
Туркестанская агама (Laudakia lehmanni)
Весь памирский тракт ведет свой путь вдоль реки Пяндж, на другом берегу которого расположен Афганистан. Около 600 км мы проехали вдоль границы с Афганистаном. Как и на таджикской стороне, все более-менее пригодные оазисы использованы под человеческие нужды — построены кишлаки, возделываются поля, выращивается скот.
Что интересно, афганцы очень бережно относятся к ценным клочкам земли. Свои хижины они строят на необрабатываемых скалах, зачастую в таких сложны местах и конфигурациях, что диву даешься. А самые ровные и плодородные земли используются под сельское хозяйство. Зачастую свои грядки они располагают высоко на горе, куда даже непонятно как залезть. Туда они подводят специальные каналы-арыки, по которому осуществляют полив своего хозяйства. В общем тяжела жизнь афганского труженика села, идет борьба за каждый кусочек земли, которую сложно назвать черноземом.