Когда-то были времена, когда я считал, что все поползни имеют оранжевое брюхо, а сойки — черную шапку на голове. Только переехав в Москву я начал больше общаться с любителями птиц и орнитологами, появились на руках хорошие определители, а благодаря путешествиям удалось узнать много интересного о разных подвидах птиц нашей страны и не только.
Этого кавказского поползня я снял у себя в огороде на кормушке, пока дети занимались своими делами.
Озерная чайка. Что можно сказать про самую обычную чайку нашей страны? Что практически всех чаек небольшого размера с темной головой, которых видит среднестатистический житель нашей страны с наибольшей долей вероятностью можно отнести к озерным чайкам — настолько они везде обычны. Шумные, крикливые, гнездятся иногда большими колониями по несколько тысяч птиц. Прилетают к нам (на места гнездования), когда еще на озерах держится лед, примерно в апреле, и заявляют о себе громкими криками. Жизнь буквально просыпается в тех местах, куда прилетают на гнездование эти чайки — настолько они шумные и общительные. А уж какой шум поднимается, когда в их колонию забредет хищник или человек — никому не поздоровится. При виде человека в период гнездования и ухаживания за птенцами эти птицы любят имитировать атаки, шумно налетая и быстро улетая на новый заход атаки.
Улетают птицы из колонии незаметно. Еще вчера тысячи птиц кружили над болотом или озерам, а уже сегодня на нем пусто, грустно и тихо. Происходит это где-то в конце июля. И с августа по апрель остается ожидать их возвращения. Да, улетают они всей колонией одновременно. Улетают, как все знают, в теплые края. Эти теплые края понятие относительное — озерные чайки зимуют как в западно-европейских странах, так и на Ближнем Востоке, на побережье Африки, Индийского океана и других теплых местах. В нашей стране наблюдать зимующих озерных чаек можно на Каспийском и Черных морях. На Черном море это самый обычный зимующий вид. Правда мало кто из неспециалистов узнает в зимующих птицах привычных озерных чаек, т.к. зимой у них пропадает черная шапочка, голова становится практически полностью белой.
Зимующие озерные чайки также держатся по берегу моря большими стаями. Более того, у меня есть гипотеза, что на зимовках держатся они именно гнездовыми колониями. Доказать или опровергнуть мою гипотезу наверное дело ученых — достаточно повесить на них какие-нибудь маячки и отследить их жизнь на зимовке. Одно могу сказать, что сфотографированных озерных чаек на колонии в Мытищах кольцевали где-то то ли в Польше, то ли в Германии (Олег Чернышев (Oleg Chernyshev) скажет точнее).
Портрет краснополянской сойки.
Кто помнит мою прошлую поездку в Новороссийск в феврале 2017, тот знает, что я тогда впервые в жизни увидел долгожданных левантских буревестников на Черном море. Это при том, что я лет 20 прожил на черноморском побережье, т.е. половину своей жизни. Правда в ту половину я многих птиц не умел определять, т.ч. вполне мог пропустить. Вот ссылка на те наблюдения под Утришем: https://glav-ryba.livejournal.com/404163.html
Тогда буревестники предстали в виде малюсеньких крестиков, еле видимых в оптические приборы. Выйти в море, чтобы понаблюдать за ними вблизи тогда не получилось. Зато в эти новогодние праздники я снова увидел буревестников, на этот раз в Адлере. И они уже ближе летали. А чтобы закрепить удачу, я нашел в порту яхту, которая за доступные деньги катает туристов. Они с удовольствием согласились выйти в море, и мы отправились в небольшое путешествие. Для владельцев яхты был проведен небольшой экскурс в систематику морских птиц, было определено чем отличаются буревестники от чаек и мы пошли от берега вглубь моря. Времени хватило на то, чтобы отойти на 5 км и вернуться обратно. За это время мы встретили две стайки и несколько одиночных левантских буревестников. Представляю их вашему вниманию.
На Черном море зимой большой баклан — самый обычный вид. Обычно можно наблюдать его либо на воде, охотящимся за рыбой, либо стайки, тонкими черными полосками прорезающими небо. Т.е. видишь его обычно либо на фоне неба, моря или в море. А вот с корабля можно взглянуть на них в необычном ракурсе — на фоне гор, домов и отдыхающих людей 🙂
Адлер, 2018 год.
Только недавно мы с сыном-второклассником наблюдали за оляпкой на р.Хоста в районе тисо-самшитовой рощи, а тут уже в школьном учебнике наткнулись на текст В. Бианки и уже знаем о ком идет речь, И даже фото на память осталось.
«Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей-оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лед и запела веселую песенку. Оляпке не холодно.Ее перья покрыты тонким слоем жира.» В. Бианки.
Вот я одного не понимаю — как можно было этот милый маленький пушистый комочек назвать поганкой? Ну посмотрите какое мимимишное создание размером с кулачок! И вдруг поганка… А все потому, что ее так назвали охотники. Видите-ли у них (у поганок) невкусное мясо. Я боюсь даже представить как можно было бы назвать человека, основываясь на этих же принципах.
Вообще самый частый вопрос про птиц, который я слышу от людей, далеких от природы — «а она вкусная?». Чаще задаваемый в шутку, но от этого не менее глупый из-за своей предсказуемости. Люди недалеко ушли от неандертальцев и с этим надо смириться (а может и не надо).
Малая поганка — одна из самых обычных водоплавающих зимующих птиц Северного Кавказа. Сочи, 2018 год.
Красношейная поганка имеет огромный ареал в Евразии и Северной Америке, в основном таежную зону. При этом повсеместно редка. В Московской области она не гнездится, зато гнездится на прямо территории г. Санкт-Петербург. Встретить на гнездовании ее можно и на Алтае, и на Сахалине.
В литературе написано, что красношейная поганка зимует в т.ч. и на Черном море. Но встречи с ней здесь единичны. А, например, в Сочинском Причерноморье красношейных поганок местные орнитологи вообще не отмечали (см. книгу П.А. Тильбы от 2017 г.). Хотя у меня есть устное сообщение С. Скачкова о встрече поганки в прошлом году в Имеретинской низменности. Также в интернетах есть информация о встречах в Новороссийске и даже в КБР. В общем птица вполне регулярно встречается, просто ее плохо смотрят и пропускают на фоне большого количества черношейных поганок. Дело в том, что в зимнем наряде они очень похожи.
Мне красношейная поганка попалась в орнитологическом парке Адлера. Сразу обратила на себя внимание белая щека, ровный клюв, ну а белый кончик клюва развеял сомнения (в онлайне советовался с Александр Настаченко (Alexander Nastachenko)). Т.ч. это первое официальное подтверждение встречи красношейной поганки, хотя и ничего удивительного в этой встрече нет.
PS Птица была испачкана в мазуте, но летала и чуть позже спокойно улетела.
В Красной Поляне еще остались леса, не изъязвленные проплешинами человеческой деятельности. Только снимать их нужно на телевик, тогда в кадр не попадут канатные дороги, столбы, частные отели и ЛЭП. Когда-то до тех мест, что на кадре мы поднимались пешком, там я встретил своего первого черноголового поползня.
А давайте я вам покажу бывшую ключевую орнитологическую территорию «Имеретинская низменность», а вы сами составите впечатление о ней. На мой личный взгляд она стала непригодна ни для прогулок, ни для проживания. Это точно не то, как должен выглядеть курортный район. Это я уж не говорю про природу. Заборы, машины, асфальт и прочие несуразные бетонные объекты.
Хотели бы здесь жить?
Пестроносая крачка — единственный вид крачек зимующих на Черном море. Удобно ведь — где гнездятся, там и зимуют. Далеко лететь не надо. А еще они здоровски охотятся — на большой высоте складывают крылья и стремительным домкратом падают в море.
Недавно показывал поползня на кормушке в Красной Поляне. Вот еще кавказская московка прилетала.
Часто спрашивают — сложно ли отличить короткопалую пищуху без голоса? По фотографии легко — по клюву. А в поле не всегда удается детально рассмотреть птицу, т.к. они не часто спускаются вниз.
Если бы бег по воде был бы олимпийским видом спорта, то знаете кто бы победил?
В книге про птиц Сочинского Причерноморья про моевку сказано, что она отмечена всего один в раз в 1995 г. Конечно же на Черном море моевки встречаются чаще, но, из-за малого количества наблюдателей в Сочи, регистрации ее очень очень редки. На мой взгляд, в соседней Грузии или на юге Украины наблюдателей птиц гораздо больше и бердерский туризм развит гораздо лучше, чем во всем Краснодарском крае. Удивительно, что в настолько интересном в плане птиц , густо населенном и не бедном регионе, наблюдателей птиц заметно меньше, чем в Алтайском крае с их морозами на -40С.
Для меня загадкой красноголового королька на Кавказе являются две вещи:
1. Первоначально его открыли в пихтарниках верхнего пояса леса Западного Кавказа (район Красной Поляны). Но мне он лично попадался всегда только на побережье, в густых лианово-самшитовых лесах субтропического типа. Но тут я скорее грешу на свою невнимательность.
2. Если он живет в пихтарниках Западного Кавказа, то почему не перебирается через хребет на север? Там тоже есть замечательные пихтарники, а на зиму можно легко откочевывать к морю. А вот это скорее говорит о том, что пихтарники — это место спорадического гнездования, а основаное место — это как раз субтропики.
Горихвостка-чернушка — обычный зимующий вид Черноморского побережья Кавказа. К сожалению все время попадаются молодые птицы, а хочется хорошо снять красивого самца.
Пухленькой оляпке не нужны длинные крылья. Крылья у оляпки — это инструмент для небольших перелетов вдоль реки вверх-вниз, а также аналог ласт для плавания под водой.