После двух дней наблюдений на юге Сахалина у нас начался основной этап путешествия — поездка на остров Кунашир. На Кунашир можно добираться двумя путями: 1. Самолетом из Южно-Сахалинска. 2. Теплоходом «Игорь Фархутдинов» из порта Корсаков. Самолетом лететь всего полтора часа, но есть две проблемы: высокая стоимость билетов для неместных (16000 руб в одну сторону) и нерегулярность рейсов, связанная с частыми туманами на кунаширской стороне. Рейсы летают по погоде, часто отменяются или переносятся. С нашим жестки графиком и привязкой к срокам отпуска хотелось больше стабильности и мы выбрали теплоход. На самом деле особого выбора мы не делали и дело даже не в этих двух причинах. Основная причина в орнитологической направленности нашей экспедиции. А поездка на теплоходе — это практически единственная возможность близко увидеть морских тихоокеанских птиц, таких как буревестники, качурки, альбатросы, различные виды чистиковых. Т.ч. у любителей птиц выбора нет, даже простая поездка на теплоходе является важной орнитологической составляющей всего плана наблюдений.
Поездка на теплоходе от порта Корсаков до Кунашира занимает около 20 часов, т.е. почти сутки. Если бы в эти сутки солнце не заходило, то я видимо не спал бы, т.к. боялся пропустить что-нибудь интересное и с палубы отходил только попить чай и покушать. Кормили кстати вкусно, но дороговато. На 800 рублей можно было поесть салат из гребешков, уху из палтуса, компот, очень вкусные пельмени собственной лепки. Спасибо поварам, прямо удовольствие от еды получали, даже отзыв оставили.
Итак, теплоход проходит от Корсакова до Южно-Курильска примерно 500 км со средней скоростью около 25 км/ч. Любители птиц должны провести это время с пользой. Самые интересные точки наблюдений в двух точках — у мыса Анива и у Курильских островов. Теплоход проходит по кругу Кунашир, Итуруп и Шикотан, но в нашу поездку мы проезжали только мимо берегов Кунашира и только в проливе Екатерины (отделяет Кунашир от Итурупа) смогли наблюдать кусочек Итурупа. Примерно три часа теплоход идет от Корсакова до мыса Анива и столько же вдоль острова Кунашир. Это пожалуй самое интересное время. Около мыса Анива мы видели толпы тонкоклювых буревестников (правда они были на всем пути, в т.ч. в портах Корсакова и Южно-Курильска), моевок, стайки кайр, пару стариков, одного тупика-носорога. На всем протяжении пути от Анивы до Кунашир основной птицей в этот период времени (июнь) является тонкоклювый буревестник. Тысячи и тысячи птиц постоянно окружают теплоход. Реже встречаются глупыши темной морфы, и всего один раз попался глупыш светлой морфы. Регулярно, но нечасто пролетали по одиночке или парами сизые качурки. А вот серых буревестников, которые здесь тоже массовы в период кочевок, практически отсутствовали. Видимо они появляются здесь чуть позже, к августу? Не было и всяких альбатросов, тайфунников и прочих редкостей, но это ожидаемо.
В общем теплоход «Игорь Фархутдинов» за 4500 рублей в одну сторону обеспечит вас замечательной орнитологической экскурсией.
Мыс Анива. На скале Сивучья мыса Анива стоит маяк, построенный японцами во времена, когда Сахалин был японским Карафуто (наполовину). Во второй половине 20-го века его перевели на РИТЭГи, атомные батарейки, он стал работать в автоматическом режиме. Сейчас не работает, часть оборудования и элементы питания вывезены, является объектом экскурсий. Высота 31 метр, 9 этажей. Издалека привлекает внимание своей архитектурой, а вблизи — наличием птиц (чайки, кайры). Могу предположить, что здесь гнездятся моевки, кайры, тупик-носорог, старики. По крайней мере эти птицы были здесь встречены. Хотя все они могут быть и кочующими.
Весь маяк в птицах. У подножья видимо сидят кайры.
Тонкоклювые буревестники на фоне маяка
Удивительное рядом — стая тонкоклювых буревестников вместе с единичными кайрами, а сверху пролетает глупыш.
Вот такие стаи тонкоклювых буревестников попадаются, видимо в рыбных местах.
Стайки кайр и один тупик-носорог
Тонкоклювая? кайра
Трубконосые (в частности буревестники) — одни из самых интересных объектов для наблюдения среди птиц. Жаль, что не часто получается бывать в морях-океанах.
На фото: тонкоклювый буревестник. Где-то около мыса Анива, Охотское море.
Глупыш — один из видов буревестников, обитающий в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. Говорят, что его так назвали за удивительную доверчивость. Тем не менее, птица живущая до 40 лет и имеющая численность около 10 миллионов по всему миру не такая уж и глупая. Просто человек не несет для нее опасности, а часто, наоборот, помогает — во время рыбной ловли вокруг рыбацких кораблей можно неплохо подкормиться.
По расцветке глупыши делятся на два типа окраски — светлую и темную. Светлой окраской чаще всего обладают атлантические глупыши, а темной — тихоокеанские. Если светлых я видел на Баренцевом море, то теперь настала очередь познакомиться с темными глупышами. Удивительно красивая и интересная птица, как и все трубконосые.
Вот, дожили. Ближе к старости лет увидел наконец-то китов. Открыл для себя вэйлвотчинг. Это конечно не так прикольно, как увидеть большого пегого зимородка, но тоже интересно. Такие крупненькие тушки, пускают фонтаны, живут в бескрайнем Океане и знай себе плавают от одного материка к другому в поисках вкусной еды.
Всего в мире известно 80 видов китов, которые делятся на усатых и зубатых 🙂 Зубатые — это всем известные кашалоты, косатки и дельфины. Усатых всего 10 видов, но зато каких! Самые крупные млекопитающие на нашей планеты — синие киты — относят к группе усатых китов. А все киты вместе взятые являются дальними родственниками бегемотов и парнокопытных. Ходил когда-то бегемот по земле, а потом отрастил хвост и поплыл в море. Это краткий пересказ 50 миллионов лет эволюции.
По пути с Сахалина на Кунашир и обратно мы часто видели фонтаны над морем. Я особо не умею определять китов, что по горбам, что по фонтанам, но с вашей помощью надеюсь узнать. С наибольшей долей вероятности это все малые полосатики, те самые усатые киты, которые родственники синим китам.
Эти фонтаны встречены где-то между Сахалином и Кунаширом, в Охотском море.
А эта спинка проплывала вдоль тихоокеанского (восточного) побережья Кунашира.
Наконец-то сбылась еще одна мечта! Увидеть качурку я мечтал еще тогда, когда жил на берегу Черного моря. Ведь в определителе было написано, что в наши края залетает прямохвостая качурка. Но попадались всегда одни чайки и крачки. Но внутренние моря — это не те места, где надо искать качурок. Все-таки, как большинство трубконосых, это океанические птицы, гнездящиеся на далеких островах в океане и кочующие по бескрайним просторам Тихого, Атлантического и остальных 1-3 океанов.
Чем примечательны эти птицы? В отличие от других трубконосых, эти птицы совсем маленького размера и имеют вильчатый хвост, чем напоминают ласточек. Конечно они крупнее ласточек, да и сложение более плотное, но то, с какой скоростью и маневренностью они летают над волнами просто удивляет. А еще они умеют порхать над водой, ловко перебирая лапками по воде в поисках пищи. Создается впечатление, что они бегают по воде. Большинство качурок в гнездовой период становятся чисто ночными птицами, днем они скрываются в своих гнездовых норах.
На нашем Дальнем Востоке живет аж три вида качурок: сизая, северная и вилохвостая качурки. В эту поездку нам повезло познакомиться только с одним видом — сизой качуркой. Сизая качурка гнездится на всем протяжении северных островов Тихого океана: Курильские, Командорские, Алеутские и далее вдоль западного побережья Северной Америки. Это вполне обычный вид охотоморского региона, но нам попадались либо единичные птицы, либо пары сизых качурок.
Буревестники — непростые птицы для определения, разобраться в них без 100 грамм и некоторого опыта задача достаточно трудная. Вот, например, есть в природе тонкоклювый и серый буревестники. Оба гнездятся в далекой Австралии, а летом прилетают к нашим тихоокеанским берегам вслед за вкусной рыбой. Отличить один вид от другого задача не из простых, т.к. многие определительные признаки очень нечетки.
Вот что пишет в своей книге Ю.Б. Артюхин:
Тонкоклювый буревестник: Оперение темно-бурое, несколько светлее на брюшной стороне. Нижняя поверхность крыльев обычно темная, но бывает и очень светлой, как у серого буревестника. Клюв и ноги темно-серые. Передний край ноздревых трубочек скошенный (отверстия направлены кверху). Хвост короткий, в полете ноги, как правило, отчетливо выступают за его обрез.
Сходные виды. У серого буревестника размеры тела крупнее, голова более вытянутая, с покатым лбом и относительно длинным клювом, низ крыльев обычно с серебристо-белым полем и темными вершинами, в полете ноги едва видны из-за вершины хвоста.
В общем 99.9% всех моих фотографий оказались определены как тонкоклювые буревестники. Их реально тысячи и тысячи было на всех протяжении от Корсакова до Южно-Курильска. А вот у берегов Кунашира была сделана пара фотографий одной птицы, на которых Юрий Борисович Артюхин определил как подозрительно похожих на серого буревестника. «Этот вид лучше определяется непосредственно при наблюдениях, а не по фото. Сразу бросается с глаза, что в сравнении с тонкоклювым буревестником эта птица крупнее, более длиннокрылая и, соответственно, с более размеренным «величавым» полетом.»
Что скажут специалисты, на фото серый или тонкоклювый буревестник?
Тонкоклювых буревестников можно было наблюдать вокруг «Игоря Фархутдинова» каждую минут в течение 20-часовой поездки по Охотскому морю. Небольшие стайки, одиночные птицы ловко носились над волнами, едва касаясь их крыльями. Теплоход своим носом словно разрезал сидящие стаи птиц, которые с трудом и нехотя отлетали, а точнее отбегали в разные стороны. Некоторые были настолько неподъемными, что просто отталкиваясь крыльями от воды немного отплывали в разные стороны.
Утром 7-го июня мы проснулись и увидели, что находимся в проливе Екатерины между островами Кунашир и Итуруп. С одной в контровом солнце были видны берега Итурупа, а с другой стороны — величественный вулкан Тятя острова Кунашир.
Глаз радовали многочисленные морские птицы: буревестники, глупыши, различные виды чистиковые. За одно утро у берегов Кунашира мы увидели почти десяток лайферов (новые виды птиц, которых еще не видели).
На фото: глупыш темной морфы.
У многих чистиковых северной части Тихого океана ареал выглядит сходным образом. Это такая дуга от Японии через Алеутские острова и дальше на запад к Британской Колумбии.
Вот и у птицы-старика примерно похожая область рапространения. Кстати, звать птицу стАрик, а не старИк. Кстати, на Камчатке, недалеко от Петропавловска-где-все-время-полночь, находится острова Старичков.
Поведение стариков похоже на поведение других чистиковых. Они тоже гнездятся в норах, день проводят в море, а ночью возвращаются к гнездам. Так что днем стайки и пары этих птиц можно наблюдать во многих частях у побережья Тихого океана. Мы их наблюдали с «Фархутдинова» около Кунашира и около мыса Анива. Но слишком далеко для хороших фотографий.
Еще немного тонкоклювых буревестников, бегущих по волнам.
Бли́нчики, или лягу́шки — развлечение, заключающееся в бросании плоских камней (или других предметов) в воду таким образом, чтобы камень несколько раз подпрыгнул (отскочил от поверхности воды), прежде чем утонет.
Латинское название глупыша — Fulmarus — произошло от древнескандинавских слов: full — грязный, mar — чайка. Glacialis — с латыни переводится как ледяной. Ледяная грязная чайка — птица со странным клювом, обитающая на островах северных морей и океанов. Грязная, потому что при приближении к гнезду, глупыши начинают защищаться, выстреливая маслянистой жидкостью в объект беспокойства. Так что клюв — это не только опреснитель воды, но и мощное тактическое оружие 🙂
На обратном пути с Кунашира на Сахалин с нами плыли две большие горлицы. Птицы регулярно используют корабли для отдыха и перемещения, особенно мелкие воробьиные. Удивительно, но далеко в море легко можно встретить даже королька (речь про Черное море), пеночку или какую-нибудь овсянку.
«По сравнению со всеми остальными морскими птицами дальневосточного региона, тонкоклювый буревестник отличается особой мобильностью – его скопления быстро образуются и рассеиваются, что зависит от состояния кормов в том или ином районе. Особенно характерна для него привязанность к «жировым пятнам»*, которые притягивают и китов. Не случайно тонкоклювый буревестник прозван китобоями «финвальей птицей» – он является своеобразным индикатором наличия или скорого появления китов.
* «Жировое пятно» – скопление фитопланктона, на котором развивается зоопланктон – пища рыб, в свою очередь, привлекающих птиц и китов.»
Трубконосые Восточной Чукотки. Л.С.Богословская, Н.Б.Конюхов
Есть такая птица — тупик-носорог. Никакой она не тупик, и, естественно, не носорог 🙂 Назвали его так из-за рогового отроста на клюве. А так это близкий родственник тупиков, единственный вид в своем роде. Гнездится на Курильских островах, обычен около Кунашира.