Приморье 2016 (часть 4)

6 июня наша команда закончила знакомиться с югом Хасанского района Приморского края. Настала пора перебираться в следующую запланированную точку нашего маршрута — заповедник «Кедровая Падь». Но перед этим мы немного прогулялись по косе Назимова, длинной косе, отделяющей бухту Экспедиции от бухты Рейд Паллада. Бухта была бы особенным, интересным местом для наблюдения за птицами, но оказалась (прошу прощения) засранным местом, где летом купаются и загорают отдыхающие. Для этого здесь построили чахлые домики для отдыхающих, а мусор собирают и сбрасывают в ямы прямо рядом с берегом. И рядом с этим добром гнездятся морские зуйки, полевые жаворонки, чернобровые камышевки, а также бегают по побережью многочисленные мигрирующие кулики: средние кроншнепы, камнешарки, тулесы, кулики-красношейки, монгольские зуйки.

На фото — местный полевой жаворонок. Не знаю, чем он отличается от нашего.



Скальный голубь очень похож на наших городских сизых голубей. А вы кстати знаете, что городские сизые голуби имеют диких собратьев, которые проживают в Южной Европе и Северной Африке. У нас в стране диких сизых голубей можно встретить на Кавказе, где они обитают на отвесных скалах. Ну а скальный голубь заменяет сизого в горах Азии. Чем они отличаются можно легко понять, посмотрев на скального голубя в полете. А вы видите эти отличия?

Малый острокрылый дятел (Dendrocopus kizuki) поймал вкусную гусеницу.

На Дальнем Востоке нашу камышевку-барсучка заменяет не менее обыкновенная пестроголовая или чернобровая камышевка. Эта особь снята на косе Назимова.

Морской зуек — известная птица для тех, кто проводит наблюдения в южных частях страны. Он обитает вдоль побережья южных морей Европы и через материк прорезает пространство Евразии до самого Дальнего Востока. Морского зуйка можно найти на лиманах Черного моря на Украине, на соленых озерах Астраханской области, обитает он и в Казахстане, в Тыве, Забайкалье, в Приморском крае, на Курильских островах и Сахалине. Это теплолюбивая птица в отличие от многих других зуйков и севернее степной зоны его ареал не распространяется.

У систематиков принято делить вид на два подвида: номинативный (практически весь ареал от Европы до Китая) и dealbatus, обитающий на побережье Тихого океана от Сахалина и на юг до юго-восточного Китая. Дальневосточный подвид отличается охристой окраской верха тела и более длинным клювом.

Мы обнаружили несколько гнездовых пар этого вида, причем одна пара сделал гнездо прямо на грунтовой дороге, где ездят машины. Хорошо, что мы были  внимательны и вовремя остановились, чтобы рассмотреть этих птиц. Яйца традиционно были прикопаны в песке и располагались точно по середине дороги.

Обратите внимание на самочку, она была помечена цветными кольцами. Скорее всего это было сделано в местах их зимовок в Юго-Восточной Азии.

Пролетные монгольские зуйки на косе Назимова. Когда-то встречал монгольцев на Памире, а теперь вот и дальневосточный подвид попался. Птички гнездятся на побережье Камчатки и Чукотки, а также в горной тундре некоторых хребтов Дальнего Востока.

Мы привыкли, что чаще всего трясогузки обитают у воды. Горные трясогузки — на горных реках, желтоголовые — на пойменных лугах и по берегам озер, белые трясогузки тоже чаще выбирают берега ручьев и водоемов, но привыкли жить и рядом с человеком. А вот трясогузка на фотографии настоящий морской житель. Она привыкла к морю-океану, и не к какому-нибудь, а к берегу Тихого океана. Это камчатская трясогузка, которая вроде как и родственница белой трясогузке, но со своей спецификой в выборе местообитания.

А вот еще некоторые комментарии из Фейсбука о ней:
-Она еще отличается тем что может зазимовать где-нить среди льдин или на крыше среди сугробов
-Мы их встречали на бескрайних лавовых полях. Воды вообще никакой.
-Она не просто родственница, а не отличается от белых трясогузок по генетике ничем.

Коса Назимова — удобное место для наблюдения пролетных куликов. Даже в июне месяце там держалось большое количество разного куличья, часть из которых я уже показывал. Вот еще один представитель этих птиц — средний кроншнеп.

После косы Назимова наш путь пролегал в сторону заповедника «Кедровая падь». Это известное место, где работали многие известные люди, где многие снимают леопардов и прочую живность. Мы пробыли в заповеднике около суток, но как-то уехали оттуда со странными чувствами. С одной стороны красивая природа, с другой стороны каких-то особых птичек посмотреть не удалось, а в целом удовольствия от посещения заповедника не получилось испытать. Может погода сказалась, может еще что. Из особых воспоминаний только бабочки запомнились, которые прилетают на лампу Ю.Б. Шибнева. Или вот пара белоспинных дятлов выясняли отношения, показав интересные позы.

Желтогорлая овсянка из заповедника «Кедровая падь». Одна из самых красивых овсянок нашей страны.

У Юрия Борисовича Шибнева в заповеднике есть волшебная лампа, на которую каждую ночь слетаются сотни бабочек. Нам повезло попасть именно в ту ночь, когда начался лет у бабочки павлиноглазка Артемида. Это одна из тех бабочек, увидеть которую у меня была мечта всей жизни. Наши пути сошлись в заповеднике «Кедровая падь». Посмотрите, какая она огромная и красивая. Размах крыльев до 13 см. Настоящая представитель субтропических бабочек! Местообитание бабочки — кедрово-широколиственные леса юга Дальнего Востока, Японии, Китая и Кореи.

Кроме Артемиды была еще кучка разных других ночных бабочек, недоступных мне для определения, но интересных в плане мимикрии.

IMG_9061

IMG_9016

8Z2A4444

20160607_103726

20160607_103815

IMG_8991

IMG_9000

IMG_9067

Заповедник «Кедровая падь».

Заповедник нас встретил хмурой погодой, периодически накрапывающим дождиком. Густой лес, мокрые папоротники, многочисленные речушки, влажность, моросящий дождь и лианы. Настоящие субтропики,практически Сочи, только без пальм. Не хватает динозавров, шмыгающих между деревьями. Друзья, отошедшие на десять метров, скрываются в густой зелени нижнего яруса леса. Здесь, под пологом леса, скрытно живут леопарды, тигры, олени и другие животные. Из птиц здесь стандартный набор дальневосточных воробьиных, кроме того на речках можно найти бурую оляпку. В высоких кронах деревьев насиживают яйца большие черноголовые дубоносы. Где-то в густой зелени поют синие мухоловки и светлоголовые пеночки. На земле кроме папоротников растут причудливые растения, цветут незнакомые цветы, названия которых знает только Денис Кочетков (Denis Kochetkov). Здесь царство природы, хорошо чувствуется, что люди здесь лишние, даже несколько неуютно от этого. Странные ощущения, хотя может это просто настроение было такое?

8Z2A4449

IMG_8880

IMG_8928

IMG_8934

IMG_8940

IMG_8948

IMG_9077

IMG_9091

В Приморье мы увидели столько всяких птиц, что до сих пор не могу закончить свой рассказ. Обычно к Новому году у меня заканчиваются фотографии о летней поездке, а тут только чуть больше половины показал. А все потому, что этот регион — эльдорадо для орнитологов и любителей птиц.

В «Кедровой пади», как я рассказывал, ничего особенного из птиц мы не встретили. Запомнились только бурая оляпка и попытка сфотографировать большого черноголового дубоноса. В Приморье обитает два вида черноголовых дубоносов. Малого я вам уже показывал: http://glav-ryba.livejournal.com/388784.html. Теперь настала очередь большого. Большой действительно значительно крупней, у него мощный клюв и коротенькая черная шапочка, с трудом закрывающая голову. Снимать большого сложнее. Оба вида обитают в кронах деревьев, но малый живет на низкорослых дубах, а большой в высокоствольных лесах, где до крон десятки метров. По рассказам, БЧД проще снимать зимой, на кормушках. Он спокойно прилетает на подкормку, любит семечки и разные семена. Мне удалось сделать пару кадров на память, но похвастаться особо нечем.

В Лазо мы приехали к вечеру. По дороге останавливались на перевале, где смогли наблюдать таежную мухоловку, толстоклювую пеночку и бледных дроздов. Погода была дождливая, поэтому по приезду мы пошли в контору заповедника, где имели честь познакомиться с Владимиром Медведевым и полюбоваться замечательным музеем.

А на следующей день Денис нас повел по окрестным рекам, которые ему были хорошо знакомы. Нашей целью были чешуйчатые крохали и уссурийские зуйки. Надев болотные сапоги, мы форсировали реку от берега к берегу, внимательно осматривая косы и заводи. Но чешуйчатые крохали уже отсутствовали в этих местах, т.к. отгнездившись пустились семьями в дальнее путешествие вниз по реке. Зато над головой пролетел широкорот, дальний родственник сизоворонки и украшение дальневосточных лесов.

Кто смотрел/читал мою книгу «Птицы: наблюдаем, определяем, фотографируем», тот уже видел одну из этих фотографий. Цитирую: «Многие птицы Дальнего Востока славятся своей скрытностью. Можно долго изучать местных птиц, слушать их песни, но некоторых представителей авифауны так и не увидеть. Особенно скрытны некоторые птицы в период гнездования. Первые места по скрытности можно дать таким лесным обитателям как короткохвостка, синий соловей, пестрый дрозд, индийская и ширококрылая кукушки».

Добавлю, что короткохвосток мы встречали и в Амурской области, и в Приморской крае. Услышать их можно было в любом лесу, достаточно темном и непроходимом. Но увидеть — это что-то нереальное. И только однажды, буквально случайно, мы решили проиграть ей голос и птица среагировала на него. Но даже в этом случае снять ее было чрезвычайно сложно. ISO 1000, с рук 1/125с на 500мм при диафрагме f/4.

PS Кто не успел купить книгу —  на Лабиринте сейчас скидки и тираж заканчивается.
http://www.labirint.ru/books/564000/

Еще одна дальневосточная редкость и моя большая мечта — уссурийский зуек. Искали мы его недолго, благодаря Денису нашли несколько пар этой интересной птицы. Красная книга России, красный список МСОП-96. Не сказать, чтобы уже совсем редкий, в соответствующих местах он даже достаточно обычен, но таких удобных мест с большими галечными косами становится все меньше. А с учетом достаточно узкого ареала, охватывающего юг Дальнего Востока с Китаем и Северной Кореей, становится понятно, что птицу охранять нужно и особенно места ее обитания. Это с учетом федеральной программы «гектар нахаляву» становится особенно актуально.

Зуек очень похож на других наших зуйков — малого, галстучника. Я бы сказал, что в нем намешаны признаки этих двух зуйков — желтое кольцо, белая бровь. Но есть и отличия — длинные ноги, бурая уздечка и полоска под глазом. Ну и голос хорошо отличается.

В общем птичка очень интересная, мечта любого орнитолога. И я рад, что эта мечта у меня осуществилась (в отличие от чешуйчатого крохаля).


Из всех мухоловок России (да и бывшего СССР тоже) мне осталось увидеть два вида — японскую narcissina и восточную малую albicilla. В Лазовском районе Приморского края нам удалось познакомиться со второй из трех наших прекрасных желтых мухоловок — таежной мухоловкой или мухоловкой-мугимаки. Здесь, на хребтах Сихотэ-Алиня, в хвойных лесах она оказалась достаточно обычной. Да и вообще приморская тайга оказалась прекрасным местом, где обитают сибирские дрозды, тигры, уссурийские снегири, медведи и загадочная малая пестрогрудка.

8Z2A5302

8Z2A5047

_KDV2289s

Как и подобает любому хвойному лесу, на Партизанском хребте Лазовского район Приморского края нас поджидал трехпалый дятел. Этим товарищем нас не удивишь, у меня недалеко от дома в Лосином острове бывало и его гнезда находил.

8Z2A5309

Мухоловка-мугимаки или таежная мухоловка — вид, ареал которого доходит дальше всего на запад среди всех желтых мухоловок. Судя по карте она доходит практически до Алтая и Томской области. Правда я не помню, чтобы ее находили на Алтае, что скажет Алексей Эбель?

Очень заметная и запоминающаяся песня таежной мухоловки не дает пройти мимо. Но не все самцы имеют яркую, черно-оранжевую окраску. Молодые самцы, как на последней фотографии, имеют блеклую окраску и больше похожи на самок.

Интересно происхождение названия птицы — мугимаки. Понятно, что слово произошло из японского языка. В статье В.А. Паевского "Об этимологии латинских названий птиц" говорится следующее: mugi — пшеница, maki — посев. Название связывают с тем, что в Японии ее видят только осенью, когда идет посев пшеницы и ячменя.

mugimaki



Расположившись лагерем на одном из хребтов Лазовского района Приморского края мы направились исследовать окрестности. Лес, красота, сибирские дрозды поют, а на дорогах свежие отпечатки милых котиков (спойлер — следы тигриные). Милое место мы выбрали для ночевки.

IMG_9146

IMG_9148

Есть птицы, встречи с которыми не ждешь, но тем больше радости и удовольствие такие встречи приносят. Неожиданной находкой для нас обернулось наблюдение поющего сибирского дрозда прямо над нашей палаткой, поставленной на одном из хребтов рядом с Лазовским перевалом. С наступлением вечера вдруг над лесом разнеслась прекрасная песня. Источник песни мы нашли на ближайшем дереве — на сухой ветке сидела черная птица с белой бровью и издавала прекрасные звуки, в которых узнавались дроздовые нотки. В птице легко узнавался сибирский дрозд — других подобных птиц у нас в стране найти сложно. Песня сибирского дрозда вызывала у меня бурю эмоций, настолько она была необычной и приятной. Может быть это все индивидуально, но эти эмоции надолго сохранились в памяти.

Судя по карте, ареал сибирского дрозда охватывает большую часть Сибири. Но на том же xeno-canto практически нет хороших записей этой птицы. Что удивительно. Безусловно, это птица редкая и скрытная, но тем не менее поет открыто и не настолько скрытен по сравнению с пестрым дроздом. Ну и конечно же это очень красивая птица, один из самых красивых дроздов нашей страны.



В России живет три вида снегирей — обыкновенный, серый и уссурийский. В прошлогодней поездке по Приморскому краю удалось наконец-то увидеть этот самый третий вид — уссурийского снегиря. Европейские орнитологи правда его за вид не считают, относят к подвидам обыкновенного, но тут уж дело вкуса. Ведь даже у самого уссурийского снегиря есть отдельные, отличающиеся формы, например — островная, живущая на Сахалине и Курилах. Во многих местах обыкновенный и уссурийский снегирь гнездятся вместе и не гибридизируют.

В Приморье уссурийского снегиря мы встретили в лесах Сихотэ-Алиня, в самых тигриных местах. Леса здесь смешанные, с большим количеством хвойных деревьев, поэтому есть и снегири, и бледные дрозды, и таежные мухоловки.



Любителям маленьких коричневеньких птичек (little brown job) посвящается. Из всех наших невзрачных и малоизученных птиц к самым редким можно отнести пестрогрудок. В нашей стране их обитает два вида: сибирская пестрогрудка и малая пестрогрудка. Обе птицы очень скрытны, мало кто даже из орнитологов их встречал. А у меня была особая мечта увидеть оба этих вида, наверное больше, чем какую-нибудь розовую чайку. Про сибирскую пестрогрудку я рассказывал по результатам поездки в Хинганский заповедник, теперь настала пора рассказать про ее малую родственницу.

Если сибирская пестрогрудка предпочитает густые пойменные кустарники, наподобие тех, где селится таежный сверчок, то малая пестрогрудка — лесной житель. Она обитает в густых кустарниках на опушках таежных лесов, на лесных полянах и просеках. Чаще всего выбирает именно горные леса от 150 до 1000м н.у.м. Невысокая численность, низкая плотность обитания в пригодных местах, очень короткий период территориального поведения (поет только в июне), невероятная скрытность — и птицу можно спокойно заносить в список самых малоизученных и интересных. Своеобразное пение птицы (если это можно назвать песней) можно послушать на записи — это монотонные однообразные жужжащие звуки.



Когда мы с Денисом и Олегом с утра пошли искать малую пестрогрудку, не ожидали, насколько это будет весело. Мало того, что лесная дорога была буквально усеяна тигриными следами, так эти хвостатые товарищи видимо устроили любовные игрища и надрывно мяукали из кустов. Ну как из кустов — из леса конечно. А небольшая ранняя прогулка перед завтраком обернулась ну очень близким прослушиванием тигриных голосов, что мне расхотелось идти вперед.

На обратном пути, найдя малую пестрогрудку, Денис, как опытный следопыт, обнаружил, что по нашим следам успел пройтись тигр. Вот буквально 30 минут назад мы прошли в одну сторону, а на обратном пути уже наши следы вынюхивал полосатый наглец. Это нас взбодрило, но не ускорило, т.к. по пути попались уссурийские снегири, которых тоже надо было отснять 🙂
Ну а след гималайского медведя среди тигриных следов — это вишенка к месту нашей ночевки 🙂

IMG_9156

IMG_9159

IMG_9161

IMG_9164

Райскими мухоловками меня уже не удивить — насмотрелся на них в свое время в Таджикистане. Но увидеть райскую мухоловку в России, да еще и белой морфы — это дорогого стоит! Удивительно, как эти птицы с таким длинным хвостом проворно перелетают в самой гуще пойменных лесов и при этом оставаться незаметными человеческому глазу! Увидеть их — уже непростая задача, а уж сфотографировать совсем непросто. Но кому интересно пофотографировать эту красавицу проще всего поехать куда-нибудь в Шри-Ланку или тот же Таджикистан, где они достаточно обычны.

8Z2A6126

8Z2A6513

Однажды облетал дальневосточный Аист свои владения вокруг озера Ханка и увидел большого Сазана, который плавал в неглубокой воде на разливе. Подлетел к нему и говорит:
— Сазан, а чего ты плаваешь по полю когда рядом есть озеро Ханка?
— Да вот, озеро затопило поля. Я заплыл сюда покормиться, а выплыть не знаю как,- отвечает Сазан.
— Далековато ты заплыл, Сазан,- отвечает Аист. — Мне с воздуха озеро хорошо видно, не доплыть тебе до него.
— Что же мне делать, Аист? — спросил Сазан.
— Я могу тебя перенести в клюве, — ответил Аист, подходя ближе к Сазану.
— А вдруг ты меня съешь? — с сомнением спросил Сазан.
— Да как я тебя съем, ты вон какой большой! — ответил Аист.
Доверчивый Сазан подплыл к Аисту, чтобы тот его перенес в глубокое озеро Ханка. Тот взял аккуратно Сазана…и проглотил.



Добавить комментарий