Все знают нашего обычного российского полевого тетерева, который является любимым объектом фотоохоты многих любителей природы. А на Кавказе живет ближайший его родственник — кавказский тетерев, выбравший для жизни альпийский луга высоких гор Кавказа и Закавказья. Из-за этих своих предпочтений в выборе местообитания кавказский тетерев является труднодоступным для наблюдения и фотографирования видом. Он достаточно неплохо изучен орнитологами, но фото-, видео- и аудиоматериалов по этому виду очень и очень мало, поэтому любые материалы по нему являются ценным источником информации.
Кавказским тетеревом занимались многие наши ученые. Одним из первых его обнаружил Густав Иванович Радде, но описал новый вид польский ученый Л.Тачановский, которому прислал несколько подстреленных птиц отставной офицер Л.Ф. Млокосевич. В 20-м веке изучением тетерева занимались Динник, Спангенберг, В.И. Ткаченко, Р.Л. Потапов, П.А. Тильба и конечно же Олег Анатольевич Витович. Именно Олег Анатольевич опубликовал монографию, в которой подробно описал биологию этой редкой и труднодоступной птицы на основе своих наблюдений в Тебердинском заповеднике. Кроме того, Олег Анатольевич увлекался фотографированием птиц, тогда еще на черно-белую пленку, его фотоматериалы использовались во многих изданиях того времени.
Сложность изучения и съемки этих птиц в первую очередь связана с их биологией и образом жизни. Ведь как найти ток полевого тетерева? Весной, в апреле рано утром или ближе к вечернему закату надо прогуляться по тетеревиным местам и послушать их «бормотание». Наших полевых тетеревов слышно издалека, а в места их обитания обычно можно добраться без особых проблем. С кавказским тетеревом все гораздо сложнее. Во-первых, чтобы найти их ток, нужно подняться высоко в горы, где зачастую еще лежит глубокий снег. А во-вторых, кавказский тетерев абсолютно молчалив и найти его по голосу невозможно. Поэтому, чтобы найти ток кавказского тетерева нужно много ходить по горам и рассчитывать на случайность.В любом случае, большая часть таких мест являются труднодоступными и до многих из них очень сложно добраться, либо они находятся на территории заповедников, куда закрыт доступ простым смертным. Кроме того, вне заповедников на тетеревов охотятся, несмотря на то, что они находятся в Красной книге.
Увидеть и поснимать кавказского тетерева — моя давняя мечта. Еще в школьные и студенческие годы, находясь в горах, я всегда присматривался и надеялся увидеть эту птицу. Но несмотря на то, что я большую часть жизни прожил на Кавказе, кавказского тетерева впервые мне удалось увидеть в прошлом году в Армении. Про эту встречу я писал в ЖЖ. Кстати, этот ток в Армении достаточно удобно расположен по сравнению с нашими северо-кавказскими.
Вообще ареал кавказского тетерева охватывает горы Кавказа и Закавказья на территории России, Грузии, Армении, Азербайджана и Турции. Небольшая популяция живет даже на севере Ирана. На территории России он гнездится на высотах около 1800-2200м вдоль всего Кавказского хребта. Птица везде достаточно редкая и находится под охраной. В нашей стране он находится в Красной книге. Естественно, что наибольшая численность тетерева достигается там, где отсутствует беспокойство человека — в заповедниках. На нашем Кавказе к таким заповедникам относится Кавказский, Тебердинский, Северо-Осетинский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский.
В этом году мы специально запланировали майские праздники, чтобы поехать к родственникам жены в Карачаево-Черкессию, заодно и попробовать выбраться на тетеревиный ток. В моих планах было найти ток через охотников, но в результате всех моих поисков я вышел опять-таки на Тебердинский заповедник, где уже работали до меня многие фотографы, в т.ч. сам О.А. Витович.
В результате, 5 мая мы с напарником Арсеном и нашим проводником Расимом начали подъем в горы. Подъем был долгим и тяжелым, у меня за плечами было 25 кг груза, а склон горы оказался достаточно крутым. Тем более, наш проводник решил срезать путь и повел нас не по тропе, а напрямик 🙂 В результате мы долго поднимались и ближе к вечеру вышли на первую избушку, где решили переночевать из-за дождя и нашей усталости. А на следующий день, преодолев последний крутой подъем, вышли на вторую избушку, откуда открывался вид на наш тетеревиный ток. Отсюда мы увидели первых тетеревов, а значит поднимались мы не зря! Птицы прилетели на вечерний ток, их было еле видно в тумане, но нас грела мысль, что кроме утренних попыток будут и вечерние.
5 и 6 мая в горах шел дождь. В ночь с 6 на 7 мая вообще выпал снег и завалил палатку, в которой я спал. Он падал где-то до 11 утра 7 мая, а потом по прогнозу должно было быть солнце и оно наконец вышло! Солнце иногда проглядывало сквозь густые облака, но по крайней мере осадки закончились и снег начал таять. А значит, что надо было идти на вечерний ток.
Хотя ток и был рядом с нашим базовым лагерем, добраться было до него не просто. От тропы нужно было перейти лавиноопасное место, где только вчера сошла лавина. Для этого нужно было пролезть по скалам, а потом спускаться по крутому склону по свежевыпавшему снегу! Но у нас оставалось мало времени и каждая попытка была важна, поэтому мы не стали ждать, когда снег окончательно растает и таки дошли до тока. Но немного напрягала мысль, что завтра рано утром придется пройти этим же путем в полной темноте.
В 17.30 вечера на склон наполз туман, как-то резко потемнело и тут же мы услышали свист крыльев — тетерева начали собираться на току. В плотном тумане их плохо было видно, только темные очертания указывали на соседство этих желанных птиц.
Но минут через 15 туман рассеялся и моему взгляду открылся вид на склон, где расхаживал красавец-петух. Было видно, как он сильно отличается от наших полевых тетеревов. Косицы хвоста у кавказского тетерева загнуты вниз, нет ярко-белого подхвостья, кавказский тетерев выглядит худощавым и элегантным благодаря длинным ногам и стройным формам тела. Такой кавалер будет нарасхват у самок.
Тетерев медленно поднимался по склону, отвлекаясь на поедание вкусной зелени.
Иногда он надувался как воздушный шарик и неожиданно подлетал, разворачиваясь в воздухе. При этом его крылья издавали характерный свист. Так я увидел впервые как кавказский тетерев токует. Действительно, ничего общего с токованием полевого тетерева — слышен только свист крыльев и то с близкого расстояния.
Итак, мечта сбылась и я оказался на току кавказского тетерева. Что же мы там увидели и услышали?
Первое, что мы услышали — это был свист летящего тетерева в плотном тумане. Свист издается перьями крыла тетерева и хорошо слышен в полете. Причем в зависимости от стадии полета (планирование, активный мах или токование) звуки имеют разную тональность. И это практически единственные звуки, которые издают кавказские тетерева. Да-да, кавказские тетерева токуют в полном молчании — эволюция зачем-то сделала такой ход, посчитав «бормотание» обычных тетеревов ненужным в горах.
На току я проводил не только фото- и видеосъемку, но и записывал все эти звуки. Ниже можно послушать получившуюся запись. Там есть запись токования, запись полета и запись издаваемого тихого кряхтения (так и не понял, самец или самка его издает?).
Кроме того, у кавказского тетерева отличается и токовое поведение. Посмотрите сами на фотографии — тут все хорошо видно. Сначала тетерев надувается и становится похожим на ковшик с ручкой. Брови наливаются кровью, под крылом становится заметным яркое белое пятно. Далее следует резкий прыжок с разворотом в воздухе на 180 градусов. В прыжке слышен характерный звук, издаваемый крыльями.
Кроме взрослых птиц, на току присутствовали и несколько молодых. В отличие от взрослых, они выглядели скромно — оперение было серым, токовали тихо и редко. Иногда на току появлялась самка и тогда самцы переходили к самой активной фазе, бесконечно надуваясь и прыгая на своих участках.
А вот так описывает свои наблюдения на току Олег Анатольевич Витович в своей книге «Живет на Кавказе тетерев»:
«На токовище был установлен строгий порядок. Каждый петух имел свой индивидуальный участок, границы которого смело защищал от соседей. В нижней части токовища индивидуальные участки распологались плотно. Соседи сидели на расстоянии пятидесяти, а иногда и тридцати метров друг от друга…Токовали тетерева молча. Не было слышно не только «чуфыканья и бормотанья», столь характерных для обыкновенного тетерева и слышных с большого расстояния, но и вообще никаких звуков, кроме хлопанья и посвистывания крыльев…Все без исключения петухи делали токовые взлеты, но не у всех они были одинаковыми. Присмотревшись внимательнее, я понял, что типы токовых взлетов зависят от микрорельефа местности на индивидуальных участках тетеревов и от степени возбуждения самих птиц.»
Тетеревиный ток обычно заканчивается в трех случаях: когда наступает темнота, когда встает солнце и когда улетает самка. В этот момент часть самцов также улетает за самкой, но некоторые птицы остаются на току, видимо ожидая, что она вернется. Их токование постепеннно затихает и птицы успокаиваются. Кто-то сидит отдыхает, кто-то начинает кормиться свежей травкой. Закончиться ток может и раньше, например, если сюда прилетит на охотку хищный беркут. Тетерева являются любимым объектом охоты беркута, поэтому нахождение на открытом пространстве для них очень опасно и они всегда настороже.
Отдельно стоит рассказать про молодых птиц. Этого товарища в сером оперении я поначалу принял за самка, но потом рассмотрел проглядывающее черное перо на крыльях и хвосте и разобрался. Молодой самец, прошлого года выпуска. Очень интересно получается, что новое перо у них лезет уже весной.
Он держался отдельно от взрослых самцов, зачастую прятался в кустах. Если же он предпринимал попытку выйти на ток, то взрослые указывали ему на его место и прогоняли обратно в кусты — размножаться тебе парень еще рано. Но уже на следующий год он наберется сил и сам начнет гонять стариков и возможно займет самый лакомый участок тока. Закон природы. Если конечно, его не съест беркут или другой хищник.
А это другая молодая птица, которая прилетела на ток на следующее утро. У нее еще не лезет черно перо, но в отличие от предыдущего самца, он активно учился токовать. На аудиозаписи из предыдущего поста его хорошо слышно — это такие шумные подлеты без свиста крыльев. Сложно ему давались эти подлеты, все-таки и опыта мало, и перья хвоста не позволяют делать ловкие повороты в воздухе.
А это те самые взрослые самцы, которые гоняли молодых. Отдыхают и набираются сил перед новыми победами на любовном фронте.
Ну и хотелось бы сказать слова благодарности всем, без кого не состоялась бы эта фотография:
— Алексею Николаевичу Боку и всем сотрудникам Тебердинского заповедника за разрешение снимать на току и помощь в организации съемки.
— Алексею Александровичу Караваеву за ценные советы
— Олегу Анатольевичу Витовичу за те знания о кавказском тетереве, которые мы имеем
— Арсену Алабердову за совместный поход и интересную компанию
— Нашему проводнику Расиму — за неоценимую помощь, интересные беседы и передачу опыта (фото А. Алабердова)