Виды-интродуценты чаще всего негативно воспринимаются учеными. Эти неместные виды могут плохо влиять на коренные виды, зачастую замещая или уничтожая их. Так примеров сотни по всему миру. Но вот попугай Крамера (он же ожереловый попугай) является настоящим украшением Баку, его достопримечательностью наравне с архитектурными объектами. Не думаю, что от него есть вред местной фауне, т.к. этот попугай не выбирается за пределы нескольких парков города. Удивительно, но, выпущенные человеком, птицы прижились, размножились и составляют уже немаленькую популяцию шумных, зеленых птиц. Питаются они и почками, и плодами местных деревьев, а пить воду летают к ближайшему фонтану. Не страшны им ни холод, ни жара. А гнездятся прямо в парке, в дуплах больших деревьев.
Подснежник закавказский произрасатет лесах Закавказья (Талышские горы, Малый Кавказ) и северо-восточной Турции (Понтийские горы).
А-а-а-а-а-а!!! Я был в полной уверенности по возвращению из Азербайджана, что у меня привезено 5 лайферов: попугай Крамера, сипуха, турач, султанка и фламинго! Но только что в многочисленных фотографиях зимующих в Ширванском парке гусей нашел еще одного — краснозобых казарок! Надо бы еще пискулек там поискать, но марево не дает нормально их поопределять.
Широко распространена по восточному полушарию от Европы до Австралии. Можно встретить даже в нашей стране — на гнездовании в Дагестане, редкие встречи в Краснодарском крае и Астраханской области. На территории бывшего СССР султанка наиболее обычна в Азербайджане. Но увидеть ее здесь тоже непросто. Птица предпочитает густые тростники, куда сложно добраться человеку. Таких нетронутых места остается все меньше, в основном в заповедниках и нац. парках.
На Каспийском море обитает отдельный подвид султанки P.p. caspius/seistanus, отличающийся светло-серыми тонами на голове. Кстати, в Грузии встречаются птицы с другой окраской головы, есть подозрения, что туда заходит номинативный подвид poliocephalus. Ну а на моем фото не то что голову не разобраться, с трудом угадывается и сама птица. Потому что до нее наверное метров 500 🙂
🙂
Многие ли люди видели стрепета? Эта птица небольшого размера — родственник дрофы, обитающий в южных степях нашей страны. Нам с Алексей Сорокин (Alexey Sorokin) повезло наблюдать прошлой весной токование этих птиц на Маныче, фотографии с той поездки мы показывали.
Не менее интересно знать, как зимуют эти птицы. Десятки тысяч птиц скапливаются на зимовках на охраняемых территориях Прикаспия, в т.ч. в Азербайджане. Это сумасшедшее зрелище, которое надо видеть своими глазами! Когда тысячи птиц одновременно взмывают в воздух, все вокруг наполняется свистом их крыльев! Как это выглядит замечательно показано в фильме И. Бышнева:
Ну а я покажу несколько фотографий с мест их зимовки в Ширванском нац. парке. Зимой не так уж скучно наблюдать за птицами, если знать куда поехать! И Азербайджан — одно из таких интересных мест для любителей птиц.
Когда-то в советское время телевидение было совсем другим, чем сейчас, и были широко распространены т.н. научно-популярные фильмы. Очень много фильмов было выпущено о различных уголках некогда большой страны — о природе Крайнего Севера, жарких пустынях Средней Азии и недоступных вершинах высоких хребтов. Популярны были такие передачи, как «В мире животных», «Клуб путешественников» и др. Из этих фильмов и передач я узнал о том, что в нашей стране живут даже газели и гепарды! И те, и другие обитают в пустынных и полупустынных областях, причем ареал газелей простирался от Закавказья до Монголии. С тех пор я помнил об этой прекрасной антилопе, но даже и не мечтал ее увидеть.
Но мои орнитологические поездки завели меня в Ширванский нац. парк, где обитает большая популяция джейранов, где их охраняют и они свободно пасутся, не опасаясь человека. Увидеть джейрана здесь оказалось совсем несложно, снимать можно прямо из машины. Это при том, что повсеместно эта антилопа стала очень редкой, занесена во всевозможные Красные книги. Сейчас их можно еще встретить в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркмении и Закавказье.
Удивительно, что наши российские фотографы пока не очень часто посещают Ширванский нац. парк. С учетом его доступности, близости и богатого разнообразия, здесь круглый год может процветать экотуризм. Пока же его посещают единицы российских туристов. Это удивительно, зная любовь наших фотографов-анималистов к крупным зверюшкам.
В Азербайджане оказался достаточно обычным орел-могильник. Основные его места гнездования находятся на северо-западе страны, где я не был, но встречался он нам и на равнине (в Ширванском НП) и в горах Талыша. Встреча на Талыше оказалось особенно интересной, т.к. здесь, на ирано-азербайджанской границе, еще не отмечали гнездование могильника. Нам же попалась пара птиц, которые собирали ветки для своего гнезда, т.ч. гнездование доказано с высокой вероятностью.
Могильников гонял видимо тоже местный курганник темной морфы. Да, вот такой вот, похожий на обычного канюка, курганник.
В 2015 году Британское орнитологическое общество опубликовало новые таксономические рекомендации, о некоторых из которых твердили еще советские ученые с конца 70-х годов. А именно, они согласились с тем, что гирканская гаичка является отдельным видом, а не как они считали раньше — подвидом средиземноморской гаички. Споры вокруг этой птицы велись весь 20й век и связаны были с малым количеством встреч и тушек гирканской гаички, морфологической схожести и крайней близости ареалов этих двух синиц.
Всю историю изучения вида подробно описал орнитолог Владимир Михайлович Лоскот (см. список литературы). Вкратце перескажу. В 1905 году Зарудным и Лоудоном по сборам в Талышских горах и иранском Эльбурсе был описан новый подвид средиземноморской гаички, отличающийся от нее коричневой шапочкой и более блекло-коричневыми тонами окраски. Владимир Михайлович Лоскот в 70-х годах плотно взялся за эту птицу, изучил музейные коллекции, собрал собственный материал в горах Талыша в окрестностях пос. Лерик и на основании сравнения окраски, размеров, голоса, биотопических различий сделал вывод — птицы разных видов. Цитирую «Вестник зоологии 1977»: ряд особенностей морфологиии и образа жизни сближают ее (P.hyrcanus) с P. songarus и P. montanus. А теперь посмотрите результаты анализа ДНК, сделанного западными учеными только в 2013 году (см. ниже). Бинго, в яблочко!
Ниже собрал картинки разных авторов, чтобы у вас сложилось понимание о птицах, которые сравниваются в данных работах. Как видите, средиземноморская lugubris действительно меньше всего похожа на hyrcanus.
Но что удивительно! Эти два (смело можно назвать) вида, живут совсем рядом. Всего 180 км отделяют армянский Мегри от азербайджанского Лерика, где живут эти виды. А с другой стороны — что тут удивительного? Многие виды синиц вообще живут буквально по соседству, те же черноголовая гаичка и пухляк.
Еще интереснее посмотреть на их ареалы издалека. Как видите, средиземноморская гаичка имеет достаточно большой ареал и до Кавказа доходит самый восточный его кусок. В то же время, гирканская гаичка живет на небольшом горном хребте от Талышских гор до иранского Эльбурса. Причем азербайджанская часть ареала совсем крохотная.
Таким образом мы имеем полноценный вид, эндемик реликтовых гирканских лесов, причем именно верхнего пояса леса. С учетом того, насколько мал ее ареал — найти этот вид хорошая и интересная задача для любого орнитолога и бердвочера. Ну а для меня вдвойне интересная задача найти ее именно на территории Азербайджана. В феврале этого года мы сделали небольшую вылазку на полдня в окрестности Лерика, но с наскока найти эту гаичку не удалось. Это хороший повод вернуться и более тщательно поискать ее в этих замечательных местах. С учетом того, что после В.М. Лоскота по-моему гирканскую гаичку на территории Азербайджана никто не находил!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- О видовой самостоятельности гирканской гаички Parus hyrcanus (Sarudny et Loudon). Вестник зоологии. 4: 28-31. Лоскот В.М. 1978.
- Loskot V., 2014. The Hyrcanian Chickadee Poecile hyrcanus (Zarudnyj & Loudon, 1905), an endemic species of broadleaved forests of Talysh and Elburz mountains. — Journal of the National Museum (Prague), Natural History Series. Vol. 183 (7): 65-88.
- Johansson U.S., Ekman J., Bowie R.C.K., Halvarsson P., Ohlson J.I., Price T.D. & Ericson P.G.P., 2013: A complete multilocus species phylogeny of the tits and chickadees (Aves: Paridae). – Molecular Phylogenetics and Evolution 69: 852-860
В первый же день нахождения в Азербайджане после посещения Баку и Ширванского НП я увидел 5 новых для себя видов. Если бы поездка на этом была бы закончена, я бы все равно был бы доволен ею 🙂
В Ширванском нац. парке исполнилась давняя моя мечта увидеть турача. Это родственник нашим куропаткам, только чуть более крупный, крикливый и теплолюбивый. Самцы обладают ярко-черной окраской, чем выделяются среди других куриных. Для токующих турачей характерна одна особенность — они любят забираться на какую-нибудь возвышенность и кричать оттуда на всю округу. Это может быть холм, столб, высокий куст или дерево, и даже дом! Все остальное время они проводят в кустах, прячась от многочисленных хищников: шакалов, лис, луней. Но больше всего конечно же они страдают от человека — неконтролируемой охоты, выжигания травы, уничтожения подходящих местообитаний.
В Ширванском нац. парке турачей охраняют, поэтому сразу же за воротами парка начинается рай для бердвочера — из-под каждого куста раздаются громкие крики турачей!
На территории соседних с Россией стран турачей можно встретить в Закавказье и Туркмении, а в целом ареал простирается по засушливым районам от юга Турции до Индии. Кстати, я пытался приманить турача на свою запись, но оказалось, что у меня записан непальский подвид, который кричит совсем по другому. Пришлось записывать голос азербайджанского турача на телефон, т.к. микрофон в эту поездку я с собой не взял.
Видео с турачом можно посмотреть на канале Игоря Бышнева в ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=aWqONAtDelk
Наверное самое большое удовольствие получаешь не от ожидаемой встречи с редкой птицей, а когда встречи не ждешь, но она случается. Так у меня получилось с сипухами. Мне, конечно, было известно, что сипуха уже лет 10-15 как заселила Кавказ и Закавказье, но встречи с ней никто не мог гарантировать, т.к. это ночная птица и увидеть ее не просто.
Но мне повезло. В предполагаемом домике егеря подтвердилось обитание пары сипух и даже получилось договориться с ними о фотосессии 🙂
Если посмотреть на ареал сипухи, то окажется, что она заселила практически всю планету, кроме России, Австралии и Канады. В пределах Палеарктики ее ареал ограничен Европой и Ближним Востоком. В большинстве стран Восточной Европы ее ареал сокращается, а вот на Ближнем Востоке наоборот — растет. С конца 1990-х сипуха появилась на Кавказе. Заселила Грузию (в т.ч. Абхазию), появилась в Сочи, а потом и стала встречаться в Краснодарском крае и Крыму. В Адлере она гнездилась в тех местах, где сейчас стоят Олимпийские объекты. В пределах соседних с Россией стран ее еще можно встретить на Украине (Крым, Закарпатье), в Беларуси, Прибалтике. Наверное есть и в Калининградской области.
Сказать, что я мечтал встретить эту птицу — ничего не сказать. Но даже не представлял, как и где ее искать. Но когда-то любая мечта должна осуществиться 🙂
Еще немного джейранов из Ширванского нац. парка. Очень интересно было наблюдать за этими грациозными созданиями. Особенно красивы самцы в вечернем свете.
Как вам результаты поездки в Ширванский нац. парк? Все что я пока показал по Азербайджану — это все было снято в первый день поездки. Дальше наш путь лежал на юг, в сторону Ленкоранской инизменности и Талышских гор. На нашем пути лежало озеро Махмудчала, где Эльчин Султанов обещал показать фламинго. И сбылась еще одна мечта — стая фламинго отдыхала на мелководье. Это было прекрасно — розовые создания на фоне заснеженного Талыша!
Этих птиц знают даже дети, в любом зоопарке представлено это чудо природы, но особый интерес их увидеть в дикой природе! И Азербайджан одна из немногих стран-соседей, где увидеть этих розовых птиц несложно. Хотя кому-то проще в Африку слетать, но мне милее Махмудчала, Аггель или казахстанский Тенгиз 🙂
Напоминаю, что много интересного о жизни птиц и наблюдениях за ними можно почерпнуть из книги «Птицы: наблюдаем, определяем, фотографируем».
http://www.labirint.ru/books/564000/
Приехав в Ленкорань после обеда, вечер мы решили провести в Гирканском нац. парке. Парк расположен на хребтах Талыша и создан для охраны уникальных гирканских лесов. Это в первую очередь рай для ботаников, которым было бы интересно посмотреть на железное дерево, гирканский самшит, каштанолистный дуб, каспийскую гледичию и другие растения. Здесь до сих пор еще обитает и переднеазиатский леопард, хоть и в небольшом количестве. Но и для орнитологов здесь есть что посмотреть. Благодаря отдаленности Талышских гор и иранского Эльбурса от Большого Кавказа, здесь по сути образовался уникальный резерват собственных подвидов птиц. Зяблики, дятлы, пищухи, синицы, поползни — каждый из обычнейших видов Кавказа здесь имеет своего собрата, немного отличающегося и чем-то уникального.
Вот например встретили ополовников. Кого удивишь ополовником? Его ареал охватывает половину Евразии. И вот маленькая запятая на карте мира — Талышские горы — населена уникальными ополовниками с черной бородкой. Еще мне показалось, что у них необычно короткий хвост.
Справочная информация:
Aegithalos caudatus alpinus.
Ареал. Мал. Азия, Турция, юго-западное и южное побережье Каспийского моря, прилежащие северные провинции Ирана (Гилян, Мазандеран, Астрабад). В бывшем СССР — юго-вост. Закавказье (Талыш, Ленкорань).
Окраска. Отличается от кавказских птиц постоянным наличием хорошо заметного черного пятна на горле. Темные полосы по бокам головы хорошо развиты, черные, а не бурые. На лбу буроватая полоска. Спина серовато-буроватая, без черного. Окраска брюшной стороны грязнобелая с темными пестринами на груди и густым винно-красным оттенком на брюхе, подхвостье, по бокам тела и под крыльями. Форма близкая по окраске к южноевропейским птицам.
В этом году в Дагестане на одном из озер остались зимовать около 20 фламинго. Это стало большой новостью, многие СМИ сообщили об этом. В тоже время чуть южнее, в Азербайджане, Туркменистане и Иране находятся традиционные места зимовки розовых фламинго. В том же Азербайджане по некоторым оценкам зимует от 10 до 20 тысяч птиц.
На озере Махмудчала на пути в стороне Ленкорани нам встретилась стая в 100 птиц, а на обратном пути их уже было в несколько раз больше. Практически на любом водоеме Азербайджана в зимний период можно встретить этих грациозных птиц.
Одно утро мы посвятили наблюдениям в районе залива Кызылагач (недалеко от Ленкорани). Это знаменитое место, рядом находится известный Кызылагачский заповедник — крупнейшее место зимовки наших водоплавающих птиц.
Первым впечатлением от наблюдений в этом месте стали нутрии. Сначала я не понял — что за волосатые бугорки лежат на небольших островках суши у берега. Присмотрелся — боже, это живые существа. Нутрии там везде — плавают, сидят, спят, ныряют. Сотни грызунов, которые не особо боятся человека, обжили эти места и замечательно себя чувствуют.
Напомню, что естественный ареал нутрии — юг Южной Америки.В СССР нутрии появились в 1930—1932 гг., и с 1930 по 1963 г. в южных районах Советского Союза было выпущено 6270 зверьков. Акклиматизация удалась в Закавказье в районе Ленкорани, в бассейне Нижней Куры в Грузии, а также в южном Таджикистане.
Я уже писал, что гирканская фауна уникальна своими подвидами птиц. Вот например талышский малый пестрый дятел (Dendrocopos minor quadrifasciatus). Сразу бросаются в глаза отличия от нашего обычного МПД — темная птица, с пестринами на брюхе, темными кроющими крыла и в темную полоску спиной.
Довольно обычен в горах вплоть до верхнего уровня леса, где еще встречаются деревья серьезной толщины. А так в целом и по поведению и по голосу особых отличий я не заметил.
Легко сравнить с нашим дятлом по фото:
Вот такую летучую мышь встретили на границе Азербайджана и Ирана в феврале этого года. Кто-нибудь разбирается в них?
Bu ilin fevralında Azərbaycan və İran sərhədində görüşüb bir yarasa var.
Малый баклан — птица со сложной судьбой. В отличие от большого баклана, который распространен по многих местах мира, ареал малого баклана ограничен Балканами, Малой Азией, Причерноморьем и Прикаспием.
Почему сложная судьба? Потому что птице угораздило жить в самых густонаселенных районах Европы и Азии, где к птицам отношение не самое терпимое. В результате ее занесли в различные Красные книги, конвенции и т.д. Численность вида сильно менялась в разных участках обитания, то падала, то росла. Наиболее мощные группировки малого баклана находятся в дельте Дуная и на юго-западе Каспийского моря в Азербайджане. И там и там раньше насчитывали до 10 тыс. особей.
Надо ли говорить, что в Ленкоранской низменности и Кызылагачском заливе это самый обычный вид бакланов, который встречается повсеместно. Это небольшая, симпатичная птица, которая плавает как подводная лодка и своим видом чем-то смахивает на маленького динозавра.