Надо сказать, что на Ямал мы попали благодаря хищным птицам. Дело в том, что Светлана Андреевна на протяжение уже почти 20 лет изучает хищных птиц этого региона. С ее публикациями, при желании, можете ознакомиться в специализированной литературе.
Ямал — одно из практически нетронутых мест, где хищные птицы чувствуют себя вольготно. Здесь живут и размножаются такие редкие и интересные виды как сапсан, кречет, орлан-белохвост, зимняк, дербник, беркут. К сожалению, даже здесь, где влияние человека должно быть не велико, хищным птицам бывает не сладко. Кречетов отлавливают на продажу арабам. К орланам залезают в гнездо, чтобы забрать птенцов, которых потом не знают как прокормить. Орланы, кстати, также стали страдать от медведей. Те выслеживают гнезда орланов и съедают птенцов.
Фотографии гнезд и птенцов делались во время учетов, попутно. Художественной ценности они не представляют, но с образовательной точки зрения могут быть интересны. Поэтому вопрос этики тут, я надеюсь, не будет подниматься. Но самостоятельно делать такие снимки не рекомендую.
Кроме этого, мы с Николаем отдельно фотографировали каждого зимняка. У Светланы Андреевны есть интересная теория о том, что все зимняки имеют индивидуальную окраску и нет двух одинаковых. Благодаря нашим фотографиям можно будет это определить и , кроме того, доказать их территориальность.
Начну с сапсанов.
Сапсаны на Ямале в основном гнездятся на скалах. Гнезда делают в углублениях прямо на земле. В середине июля птенцы у них еще маленькие, поэтому долго беспокоить их нельзя — холод и комары опасны для птенцов.
Сапсаны отчаянно защищают гнездо. Если к гнезду подойдет мелкий хищник или собака, то получит по кумполу. Человека тоже атакуют, но ударить не решаются. В этом плане полярные крачки более решительны 🙂
Один раз мне одному пришлось плыть на байдарке, пока Светлана Андреевна с Николаем пошли по земле. Проплывал мимо гнезда сапсана и птица не так сильно беспокоилась — просто сидела на присаде, внимательно за мной наблюдала и что-то нехорошее про меня бурчала.
Орлан-белохвост. Орланы строят большие гнезда на деревьях. Их часто видно издалека. Кстати, кречеты любят гнездиться в старых орланьих гнездах. Ну я уже писал, что на орланов стал давить медвежий пресс. А так птица достаточно распространненая, рыбы в реках много, поэтому особо не тужат.
Беркут.
Беркут птица красивая, редкая и осторожная. Взрослых птиц мы так и не увидели, но одно гнездо с птенцами нам повстречалось.
Зимняк.
Зимняков там много. Такая же обычная птица, как у нас канюк. Также как канюки питаются грызунами. В середине июля птенцы еще были пуховыми. Гнезда строят либо на деревьях, либо на скалах. Их гнезда также любят заселять кречеты (ага, кречеты сами совсем не строят гнезда).
Это самец зимняка. Интересно, действительно ли нет двух одинаковых зимняков?
А это самка.
Это вроде тоже самец
А птенец косится на меня.
Дербник.
Мелкий сокол. Обычный в этих местах. Гнездо строит (уже построенное ворОнами или вОронами) занимает на дереве. На фото самка.
Про кречетов расскажу отдельно.