Смотришь на эту птицу — ну пухляк пухляком. Только голова коричневая и клюв значительно мощнее. И удивляешься — как орнитологи (Зарудный и более поздние исследователи) смогли ее отнести к подвидам средиземноморской гаички? Ведь кто видел обе птицы, тот знает, что это абсолютно разные два вида. Они разные кардинально, как отличаются большая синица и пухляка, в т.ч. по размерам. Но удивляться тут нечему, ведь это одна из наименее изученных синиц мира, и одна из самых редких гнездящихся птиц бывшего СССР. С 60-70-х годов прошлого века, когда этот вид плотно изучал В.М. Лоскот в Азербайджане ее видели единицы людей. Об этом же говорит и малое количество фотографий этого вида в интернете, все сделанные в Иране, где находится наибольшая плотность этого вида. Ну а наша команда видимо впервые сфотографировала этот вид в Азербайджане. Ради этой невзрачной пичужки я и поехал в Азербайджане второй раз за последний год. Зовут ее — Гирканская гаичка (Poecile hyrcanus)
Итак, продолжаем наше путешествие по Азербайджану. День, который начался в г. Массалы, продолжился в Кызыл-Агачском заливе, а закончился в Талышском лесу, в кемпинге «Тебессум», где мы остановились на ночевку. Это место достаточно широко известно у бердвочеров, бывающих в Талышских горах. Здесь достаточно недорого можно переночевать и вкусно поесть, здесь протекает речка Ленкорань с многочисленными порогами и водопадами. Через речку построен мост, по которому можно углубиться в лес и поизучать уникальную флору и фауну этих мест.
Для орнитологов местная фауна уникальна своими обычными видами птиц. Здесь по-другому поют практически все птицы. Необычно для нашего уха пели зяблики, зарянки, а крики БПД вообще было не узнать.
Первой интересно находкой здесь было гнездо оляпки, которой находилось прямо на скале. На него открывался отличный обзор из беседки, удобно расположенной на другом берегу реки. Оляпки уже активно кормили птенцов (это при том, что в конце апреля еще не все перелетные птицы прилетели в Азербайджан!). Не проходило и нескольких минут, как появлялся родитель с вкусным кормом в клюве.
Здесь же находилось и гнездо горной трясогузки, которое было очень хорошо спрятно в густом кустарнике на скале. Увидеть можно было только длинный хвост.
А вот гирканской гаички здесь не было. И не удивительно. Несмотря на густой высокоствольный лес, высота над уровнем моря здесь всего 260 метров. Здесь обычными видами были другие синички — московки, большие синицы, лазоревки.
После ночевки в кемпинге «Тебессум» на следующее утро у нас был запланирован выезд выше в горы, в сторону Лерика, где у нас были планы на гирканскую гаичку. Но сначала хотелось встретить рассвет в районе кемпинга, чтобы не пропустить самую активную фазу птичьего пения. Рано утром, еще в темноте, мы слышали серую неясыть. Ее поиски не увенчались успехом. В лесу пели зеленые пересмешки, малые мухоловки, зяблики … в общем стандартный набор видов. На территории кемпинга нашли территориальную пару садовых горихвосток samamisicus, лазоревка носила корм в гнездо в трубе, надо головой пели московки.
Наше внимание привлек незнакомый звук, который оказался голосом большого пестрого дятла. Это был местный, хорошо узнаваемый подвид Dendrocopos major poelzami. Как видите, у него грязно-рыжее брюхо. Да и голос совсем не похож, хотя может на записи это и не так хорошо слышно.
После «Тебессума» в наших планах были поиски знаменитой гирканской гаички, которую долгое время в Азербайджане не находили (1-2 сообщений за последние два-три десятка лет). Всю зиму я посвятил анализу лесного покрова Талышских гор, выбирая наиболее подходящие места для поиска. Чуть ли не наизусть выучил статью В.М. Лоскота о ней на английском языке.
Одним из мест для поиска я определил лес в окрестностях поселков Визезамин-Кынджаво. Лес растет на высоте около 1000 м. над уровнем моря. Здесь уже не такой мощный лес, как был внизу в окрестностях «Тебессума». А в районе населенных пунктов он к тому же достаточно сильно прорежен.
Место запомнилось тем, что мы впервые не смогли доехать до конца дороги на машине, т.к. она тупо буксовала на гальке. В дальнейшем мы не раз сталкивались с таким ее поведением в местах, где даже Жигули проезжал.
Гаичку здесь мы не нашли, но нами был обследован совсем маленький участок леса, т.ч. в целом она здесь где-нибудь вполне может быть. Зато нам попалась желтобрюхая пеночка, которая хорошо нам попозировала, что нечасто бывает для «зеленых» пеночек.
В общем, в окрестностях Визезамина было много разных птиц — и желтобрюхая пеночка, и сплюшка, слышали чечевицу, но долгожданной гирканской гаички так мы и не встретили. На этот счет у нас был план «B» (плана «C» уже не было) — окрестности Лерика. На пути к Лерику мы сделали остановку еще в одной точке из статьи В.М. Лоскота (40-й км автодороги). Да, здесь нам улыбнулась удача, но немножко другого плана — встретили полуошейниковую мухоловку, лайфера для Саши. Гирканской гаички не было и здесь (в прошлом феврале тоже не было).
Со всеми остановками во второй половине дня мы добрались до крайней точки нашего плана «B», договорились о ночевке с местным жителем, опробовали горелку (сделали чай) и отправились в горы на разведку, где по плану должен был быть тот самый высокогорный, нетронутый лес, где могла бы жить гаичка (и где-то здесь ее встречал В. Динец, который тоже указывал на это место). Дорога представляла собой непростой подъем, к тому же очень грязный от прошедших дождей, в которой грязь была перемешана многочисленными копытами коров. По пути мы встретили первых горных овсянок (потом в Зуванде их было очень много), кругом пели южные соловьи, серые славки, теньковки. Местность вокруг дороги до самого верха была по сути лугом для выпаса коров. И только добравшись до хребта мы увидели за ним замечательный лес. Солнце уже заходило, но на последних минутах этого дня нам все-таки удалось встретить ее, нашу мечту — гирканскую гаичку, с полным клювом корма для птенцов. По всей видимости это первые фотографии этого вида не только для Азербайджана, но и для Западной Палеарктики в целом (в тех границах, в которой она нарисована в Википедии). Вы не представляете, как я был рад 🙂
Гирканская гаичка с кормом (Caspian Tit with food)
Места обитания гирканской гаички в Азербайджане — широколиственные леса от 1000 метров и выше.
Обыкновенная горихвостка, она и на Кавказе, и в Талышских горах обыкновенная горихвостка. Только другого подвида — samamisicus, о чем говорят большие белые панельки на крыльях.
Еще один замечательный певец, который регулярно нам попадался в окрестностях Лерика — южный соловей, подвида africana. Такое странное название подвида считается неудачным, но возникло потому, что первоописали соловья по зимующим под Килиманджаро экземплярам. На самом деле правильно этот подвид называть кавказским или хотя бы иранским.
Вид со стороны Лерика в сторону Ленкорани (где-то там за хребтом). С Каспийского моря идет вынос низкой облачности (или тумана) и она с трудом переваливает через хребет, спускаясь по лесу и захватывая, словно щупальца, солнечную сторону Талышских гор.
Так, товарищи, не расходимся, мы продолжаем наш рассказ про Азербайджан. Вас еще ждет длинное повествование про Зуванд, центральный Азербайджан и Кавказ. Т.к. я скоро уезжаю, то продолжение рассказа будет в июле.
Итак, мы нашли гирканскую гаичку. Грязные, но довольные мы пришли домой, приготовили поесть и заснули. Рано утром мы запланировали еще раз подняться в те места, более детально посмотреть лес и уже потом ехать дальше, в Зуванд.
Тропа вела вдоль склона через густой и красивый лес. Высоко над нами виднелась скалистая вершина, над которой кружили по очереди сапсан, змееяд и канюк. Кругом пели крапивники, лесные завирушки, желтобрюхие пеночки. С криками пролетел зеленый дятел.
Наконец, мы опять встретили гирканскую гаичку, возможно и другую птицу, чем вчера вечером. Удалось не только сфотографировать ее, но и немного записать ее голос. Убедитесь, что поет она как типичный пухляк.
https://www.xeno-canto.org/416124
Еще несколько птиц, которых мы встретили, пока искали гирканских гаичек в окрестностях Лерика.
1. Сапсан летал над скалой. Честно говоря, хотелось найти ланнера, но попадались только сапсаны.
2. Змееяд нам встретился всего один раз
3. Район Лерика — это место, где начинают встречаться горные овсянки. Дальше в Зуванде это обычный, даже массовый вид.
4. Жулан нам попадался достаточно часто, но как обычно хотелось экзотики, типа туркестанского жулана.