Первый день нашего пребывания в Азербайджане подходил к концу. За этот день мы успели взять напрокат машину и доехать на ночевку в гостиницу города Масаллы.
По пути мы побывали в Ширванском национальном парке, где видели таких интересных птиц как фламинго, степные пустельги, белоусая славка, серый жаворонок. В этот день нас оштрафовал гаишник за езду в левом ряду (в России не штрафуют).
Уже на закате мы проезжали знаменитое бердвочерское место — озеро Махмудчала. Фотографировать птиц здесь сложно, но это отличное место для наблюдения птиц в трубу. У нас трубы не было, но в бинокль успели разглядеть множество куликов, уток и конечно же стаю фламинго около 300 голов. Вдоль дороги летели на ночевку стаи египетских цапель, причем в достаточно большом количестве — до 50 особей в стае.
По темному мы приехали в Масаллы. Здесь у нас есть любимая гостиница, где можно в комфорте и недорого отдохнуть, поесть и послушать сплюшек. Мы сняли 1 номер на троих за 45 манат с завтраком. И отведали замечательный кябаб в их ресторане с не менее замечательным местным пивом.
Проснувшись утром, мы увидели в окне Талышские горы, многие вершины которых были покрыты снегом.
На следующий день после ночевки в Масаллы мы первым делом поехали искать лайфера для Александр Настаченко (Alexander Nastachenko). Прямо здесь в городе, в парке гнездятся обыкновенные (они же туркестанские) тювики, они же шикры (от англ. Shikra). Это одна из самых западных точек обитания евразийской популяции шикры, западнее только несколько гнездовых участков в Армении.
Но про шикру расскажу позже, в это утро мы ее все равно не нашли. Зато следующим этапом нашей поездки были морские заливы и побережье Каспия в районе Лимана/Нариманобада. По сути это ближайшие к Кызыл-Агачскому заповеднику места, я про них рассказывал в прошлом году. В отличие от прошлого года, здесь уже не было многочисленных лебедей и уток, зато над водой летали тысячи белощеких и белокрылых крачек, стайки малых чаек. В тростниках сидели многочисленные желтые цапли и кваквы, на открытой воде охотились рыжие цапли, по берегам бегали кулики, а над головой летали пока еще немногочисленные зеленые щурки и достаточно обычные луговые тиркушки.
Вот луговые тиркушки меня и интересовали. Единственный раз, когда я, можно сказать, видел луговую тиркушку, был где-то между Одесской и Николаевской областями, когда Pavel Panchenko и Oleg Forman показали что-то быстро пролетевшее мимо, что даже не удалось рассмотреть. С тех пор луговых тиркушек у меня не было, в отличие от тех же степных. Но тут, в Ленкоранской низменности, я наконец-то оторвался. Видел и большие, сотенные стаи тиркушек, видел и гнездовую колонию, и брачные ритуалы. В общем доволен. А вам покажу основной признак, чем отличают луговую тиркушку от степной — вот эти рыжие подмышки.
Первое впечатление от приезда на берег Кызыл-агачского залива в конце апреля — все заполнено крачками. Просто нереальные количества белощекие и белокрылых крачек. Наверное такие вещи лучше передавать пейзажной фотографией, но у меня есть только снятые на телевик- по три крачки на одной фотке.
В любой бердвочерской поездке лайферы являются изюминкой, но не единственной вкусной составляющей. Всегда хочется увидеть какую-нибудь редкую птицу, а даже если и не редкую, а которая индивидуально мне встречалась в поездках не часто. Или например те птицы, которые плохо или совсем не сфотографированы.
Вот, например, желтая цапля. Для южных регионов вполне обычная птица, а я ее видел всего раз в жизни. Вот в Азербайджане второй раз. Причем порадовало, что в Лимане они были обычны. Уж не знаю, местные это птицы или пролетные, но десятка два птиц были густо распределены по тростниковым зарослям.
Я не мог пройти мимо этой красоты.
Продолжая тему цапель, хочу сказать, что вам, жителям южных широт, повезло — одних только разных интересных цапель вы можете наблюдать до 10 видов. Вот у нас, в Московской области, увидишь серую цаплю — уже радость, увидишь волчка — счастье, ББЦ — это повод написать статью в журнале. А чуть южнее — и уже рыжие цапли, египетские, кваквы и прочая красота. Тоже самое касается и Дальнего Востока — одних только белых цапель 5 видов!
Поэтому берег Кызыл-агачского залива для нас был райским — после рыжих и желтых цапель мы переключились на квакв. Посмотрите какие интересные цапли, ведь двух одинаковых не найдешь. Вот та что справа внизу сидит сгорбившись — это взрослая птица. Слева две птицы и птица в полете прошлого года выпуска. А та, что слева от взрослой — полувзрослая, два года ей минимум. Если ошибся — поправьте.
Кваквы являются ночными птицами. Т.е. днем, когда мы их видели, они отдыхали, а ночью они начинают куролесить и с криками летать по округе. Голос кваквы специфический, ни с кем не спутаешь, именно из-за него она получила свое русское название.
Несмотря на большое количество чаек ни один интересный вид не ушел от опытного взгляда и уха специалиста. Да-да, всякие чегравы и чайконосые крачки легко определялись Александр Настаченко (Alexander Nastachenko) по голосу.
Окрестности пос. Балыкчылар, Азербайджан
Надоели птички, давайте поопределяем кузнечика! Снят на берег Каспийского моря в районе поселка Балыкчылар, Азербайджан. По всей видимости Anacridium aegyptium, Египетская кобылка.
Белоусая славка — мелкая и скрытная птица, которую не так просто увидеть. Чаще всего слышано ее незамысловатую песню, а сама она прячется в густых кустах или ежевики. Нам пришлось долго искать особь, которая согласилась бы нам попозировать. Пока мы не пошли на хитрость и не спрятались в машине, эта самая особь отказывалась вылезать.
В южной Европе обитает несколько похожих видов славок с черной головой, белыми усами и красными глазами. Больше всего похожа на белоусую sylvia melanocephala — средиземноморская славка. А есть еще кипрская славка, славка Рюппеля. Все это очень оригинальные и интересные птицы, к сожалению в России не встречающиеся (не считая редких залетов).
В Азербайджане надеялся хорошо поснимать зеленых щурок. Я их конечно снимал раньше, но такую красивую птицу хочется снять в брачном наряде и в хорошем свете. Но конец апреля не лучшее время — птиц еще единицы, встретили несколько в районе Нариманобада. А потом уже не были в тех местах, где их можно было найти. Т.ч. хороший кадр отложу на следующий раз, их и в России можно поснимать.
Касаясь темы желтых трясогузок говорить о систематике уже как-то не хочется. Все уже разложено по полочкам, каждый выбирает свою веру. Мне нравится, что у желтых трясогузок легко отличимы большинство «видов», а некоторые «виды» имеют вполне отличимые «подвиды». Термины взял в кавычки, т.к. это условные понятия, особенно касается желтых трясогузок.
Я их вспомнил, потому что в Азербайджане второй раз в жизни столкнулся с черноголовыми трясогузками. Первый раз я их увидел в Одесской области, теперь вот на берегу Каспийского моря. Черноголовая трясогузка типичный представитель комплекса желтых трясогузок, обитающих в южных регионах от Балкан до Тянь-Шаня. Есть и у них свои подвиды.
Пусть ученые спорят о систематике и географических расах, нам остается только восторгаться разнообразию красок этих птиц (у ученых это называется полиморфизмом).
Сегодня Kai Gauger написал, что их группа видела около 10 шикр (туркестанских тювиков) в районе города Масаллы. Да, они там гнездятся и видимо достаточно обычны, несмотря на то, что это краешек ареала, заходящий в Закавказье со стороны Ирана.
Первая попытка найти шикру у нас была 21 апреля, когда мы направлялись в Талышские горы. Переночевали в Масаллы и с утра отправились искать тювиков в ближайший лесопарк, где их каждый год наблюдают бердвочеры. Долго искали, обследовали чуть ли не каждое дерево, но безрезультатно. Даже ушастую сову нашли, а шикр не было! Наверное не прилетели, резонно подумали мы и решили заехать сюда на обратном пути.
Прошло 4 дня. На обратном пути мы тоже ночевали в полюбившейся гостинице, а утром отправились искать шикр. Опять знакомый лес, но кроме перепелятников больше никого из хищников не нашли. В расстроенных чувствах поехали дальше, уже ни на что не надеясь. И что вы думаете? В нескольких километрах от Масаллы дорогу перелетели, о чудо, два крупных белых ястреба! Нажав по тормозам, с криками «шикра!», мы выскочили из машины и побежали смотреть как, кружась, летят эти грациозные птицы.Видимо это были первые, только прилетевшие, птицы. Так что запомним дату их прилета в Азербайджан — 25 апреля 2018 г.
Shikra — lifer and dream for some members of our expedition 🙂
Удод словно садовник, пропалывающий свой цветник. Вместо клюва — выкапыватель сорняков, на голове панама для защиты от солнца. А под ногами результат долгих трудов — какие-то желтые цветочки. Но этому садовнику не важны цветы, гораздо интереснее всякие вкусняшки, обитающие под землей. Например, медведки. Будь их воля, они бы не цветы сажали, а открыли бы ферму по выращиванию медведок.
Вообще удодов мы встречали часто, но как-то все отказывались нормально позировать. Часто — это даже в горах, на высотах до 2000 метров.
Луговые тиркушки, как и все тиркушки, очень интересные птицы. Ученые знают, что они ближайшие родственники куликов, но в полете эти птицы больше похоже на ласточек. На этом перечень странностей не заканчивается. Гнездятся тиркушки небольшими колониями, но в период миграций могут образовывать большие стаи. Гнезда строят либо на песчаных отмелях, либо на увлажненных участках побережья озера или моря.
У луговых тиркушек есть брачные демонстрации, отличающиеся от других видов куликов. Т.к. тиркушки по своей природе моногамны, то партнера выбирают раз и навсегда. Казалось бы, зачем моногамным птицам брачные демонстрации, если у них и так есть постоянный партнер? Но тем не менее, птицы оказывают друг другу знаки внимания, которые выражаются в таких своеобразных поклонах, зафиксированных на фотографиях. Кроме того, они вытягивают шею и встают в специальную «горизонтальную» позу. Что все эти позы означают, не очень понятно, какой-то проясняющей литературы на эту тему я пока не нашел. Прочитал только, что знаки внимания начинаются с самцов, а потом уже самка присоединяется к этому ритуалу. Возможно это просто такое приветствие, когда птицы после разлуки выражают свою радость.
Азербайджан, окрестности залива Кызыл-Агач.
Для понимания всего разнообразия околоводных птиц Кызыл-Агачского участка Каспийского моря приведу только фотографии цапель. Практически все они встречены в одной точке, только малые белые цапли держались на речке у моря. Сюда в коллекцию не хватает египетских цапель, но их мы встречали в глубине материка.