Сахалин — Курилы. Часть 6. Север Сахалина

Северный Сахалин — край суровый. Зимой здесь температура падает до -40С, и все покрыто метровым покрывалом снега. Летом здесь царство сфагновых болот, тайги из преимущественно лиственницы курильской, кедрового стланника и аянской ели. В период нереста многие реки здесь полны рыбой, но браконьерство и неумеренная добыча очень сильно подкосили рыбное богатство этого региона.

Видовой состав птиц здесь не такой богатый как на юге, но другой, а по этому не менее интересный. Щуры, овсянки-ремезы, зеленоголовые трясогузки, соловьи-красношейки, юрки, корольковые и бурые пеночки — вот типичные обитатели этих мест.

IMG_1213_4_5_tonemapped_1000


IMG_1146

IMG_1160

Основа всех путешествий — транспортная составляющая. Без понимания того как и куда (и по какой стоимости) добраться, не может состояться ни одна поездка.

Наша поездка началась из аэропорта Москвы. Как обычно, билеты покупались заранее, еще зимой. До Южно-Сахалинска туда и обратно цена билета была (и остается) 22 тыс. руб.

До отъезда на Кунашир у нас было пару дней, в которые мы катались по югу Сахалина. Для этого мы взяли напрокат машину. Тойота RAV4 за вменяемые деньги (если поделить на четверых). Передвигались только по асфальту.

До Кунашира добирались на теплоходе «Игорь Фархутдинов». Стоимость билета — 9000 туда/обратно. Альтернативный вариант — на самолете за 16 тыс. в одну сторону. Но самолеты летают по погоде и из них не увидишь морских птиц, таких как буревестники, т.ч. выбор очевиден. Сейчас «Фархутдинов» ушел на ремонт, а запасного теплохода у местных жителей нет, т.ч. они по сути отрезаны от большой земли.

Следующим этапом у нас с Alexey Pankov была поездка в Ногликский район на север Сахалина. Основная проблема заключалась в том, что из 700 км только около 300 км асфальта, а остальная дорога вот такая зубодробилка как на картинке. Поэтому все прокатные конторы не дают автомобили в поездку до Ногликов, либо заламывают нереальные цены. Нам удалось взять вот такую праворульную «японку» у тех же ребят, у которых мы брали машину в начале поездки, но все равно вышло дороговато. Но мы ни о чем не жалеем, это был интересный этап поездки (жаль короткий).

IMG_1158

На Сахалине много прикольных топографических названий. Едешь такой в Ноглики и проезжаешь речки: 1-я речка, 2-я речка, ручей Гоги, ручей Безымянный, ручей Ручей. И понимаешь — всё, у людей закончилась фантазия. Но после Гоги есть и Даги, да и вообще много всяких интересных рек. А как вам село Такое? А наше любимое село Палево, где мы с Alexey Pankov оставались даже на ночевку. На самом деле места очень красивые, как будто скрестили Северный Кавказ и Приморье — получилась Тымовская долина. А вокруг долины — болота и горы. А еще на север — и вот настоящая тундра. Удивительные места.

село Палево
IMG_1153

Болото в долине р. Поронай перед спуском в Тымовскую долину
IMG_1146

Болота в окрестностях залива Чайво
IMG_1198

Азиатский бурундук населяет большую часть России от Урала до Сахалина. В районе залива Чайво основными и самыми массовыми нашими соседями были как раз бурундуки и щуры. А все потому, что здесь в большом количестве растет кедровый стланник, поставляющий еду для этих видов.

8Z2A2498

К сидящему на присаде белоплечему орлану я сначала пытался «незаметно» подкрасться. Но, как назло, подъехала машина с местными газовиками и встала аккурат под присадой, метрах в 5 от орлана. А он, гад, даже глазом не повел. Какое дело ему до людей, когда он — царь птиц, самая большая хищная птица Северного полушария! Ничего не оставалось как подойти к нему открыто, не таясь и снять портрет. Как вам клювик?

8Z2A3145

Я, пока рассказываю вам про Кунашир, потихоньку разбираю фотки с севера Сахалина. Обратил внимание, что фотографии птиц оттуда — сплошные портреты. Т.е. птицы настолько непугливые и терпеливые к человеку, что просто удивительно. Разительно отличаются по поведению от юга Сахалина и Кунашира. Вот портрет орлана-белохвоста я уже показывал. Пожалуйста другой пример — американская синьга. На Кунашире американские синьги всегда держались стайками на море. При приближении к берегу человека они всегда отплывали очень далеко или даже улетали. А вот вам портрет американской синьги с севера Сахалина. Любопытные утки толпой сами приплыли поглазеть на меня.

PS Как вы думаете, зачем ей такие зубы? 🙂

8Z2A3928

Третий портрет из цикла "Северный Сахалин — замечательное место для съемки портретов птиц". 🙂

8Z2A3080

Американская синьга — Black Scoter (Melanitta americana)
Залив Чайво, Сахалин



Камчатская крачка, которая живет не только на Камчатке. Алеутская крачка, которая живет в основном не на Алеутских островах. Птица, занесенная в Красную книгу России (но собираются убрать в связи с ростом численности), при этом в международной КК ее статус повысили до Vulnerable. А все потому, что на американском континенте ее численность упала, зато на нашей стороне увеличилась. По некоторым оценкам только на Сахалине ее численность достигает 40 000 (чья оценка и где отражена?).

Могу только сказать, что на севере Сахалина это вполне обычная чайка, обитающая вдоль побережья. Здесь она гнездится наряду с речной крачкой и озерной чайкой, устраивая небольшие колонии. В один из жарких дней наша первая встреча с камчатской крачкой состоялась на берегу Ныйского залива у устья реки Даги. Камчатские крачки вылетели на охоту на насекомых, сменив привычный рыбный рацион на двукрылых. Такое поведение обычно и у озерных чаек в Европейской части России, оказалось, что и крачки тоже ловкие охотники на насекомых.

8Z2A2262

8Z2A2292

8Z2A2294

8Z2A2331

8Z2A2335

8Z2A2349

В 2012 году я впервые побывал в Сибири, на самом ее юге — на Алтае. Тогда же впервые увидел симпатичного сибирского соловья — красношейку. С тех пор я несколько раз встречал красношейку на Дальнем Востоке, но так хорошо снять его как снял в Барнаульском дендрарии, уже не получалось. Вообще та алтайская поездка очень запомнилась большим количеством интересных встреч и интересных фотографий, спасибо Алексей Эбель (Alexei Ebel).

На Сахалине и Кунашире тоже попадались красношейки, но какие-то все очень пугливые. И только на севере Сахалина попался один, который на несколько секунд попозировал. Это было недалеко от Ногликов. Остальные две фотографии тоже из последней поездки.

8Z2A4130

8Z2A4001

8Z2A5200

Север Сахалина — это совсем другой мир. Тут и орланы другие, и трясогузки и даже гнездятся турухтаны, чернозобики и белые куропатки. Здесь мне удалось ближе познакомиться с одной из форм желтых трясогузок — зеленоголовой трясогузкой. Здесь она живет на многочисленных болотах. Кстати, сидит она на необычной ольхе — это карликовая кустарниковая ольха или душекия (Duschekia fruticosa), которая распространена вплоть до Чукотки. Раньше я знал только о карликовой березе 🙂

8Z2A3716

На севере Сахалина я наконец повстречал одного долгожданного лайфера. Так-то их (лайферов) было несколько, но этого гада я искал давно, еще со времен поездок в Карелию. Знакомьтесь — овсянка-ремез. Но даже здесь она отказалась мне нормально позировать и все что у меня есть в память о той встрече — это вот такая мазня. Но мы еще увидимся, я уверен!

PS Кстати овсянка-ремез наряду с дубровником быстро теряет свою численность из-за бесконтрольного отлова в Юго-Восточной Азии.

Американская синьга — обычная утка тихоокеанского побережья. Стайки этих черных уток можно часто увидеть в море, что на Курильских островах, что на Сахалине. А в туман, когда уток не видно, можно услышать загадочные звуки, доносящиеся с моря.

При приближении человека к берегу на Кунашире, стайки синьги отплывают или улетают. А вот на севере Сахалина любопытные утки сами приплыли так близко, что не помещались в кадр. И здесь, лежа на мягкой подстилке из тундровых трав и мха, удалось понаблюдать за этими интересными птицами, в т.ч. записать их замечательный голос, которым делюсь с вами. Этот брачный свист издают самцы, сгрудившись вокруг самки и стараясь привлечь ее внимание. А самка почему-то заинтересовалась мной и стала из любопытства подплывать ко мне. Ну и самцы за ней.

Американской она называется потому, что основная часть популяции обитает в Северной Америке — на Аляске и Ньюфаунленде. Хотя и в нашей стране их не мало — до полумиллиона особей.





Все птицы искусно маскируют свои гнезда от чужих глаз, чтобы не дай бог какой хищник не обнаружил самое ценное в их жизни. И кулики не исключение. Вот и чернозобик настолько здорово маскируется, что не видно не только гнезда, но и саму птицу. Поэтому в гнездовой период по тундре лучше лишний раз не ходить, а тем более не ездить. Велик риск раздавить что-нибудь очень ценное!

Сахалинский чернозобик, эндемик Сахалина, Красная книга РФ.

8Z2A3989

Одним из самых прекрасных воспоминаний Сахалина — это когда ты пьешь чай с видом на просторы Охотского моря, заходит солнце, а к тебе на ужин прилетают красавцы-щуры и начинают собирать кедровые орешки в стланнике, в нескольких метрах от тебя. Света практически нет, но ты откладываешь в сторонку чай с пряниками, рука сама тянется к фотоаппарату и на выдержке 1/40 сек делаешь очередные картинки на память прекрасного красавца.

В отличие от других видов крачек, камчатские крачки всегда делают гнезда в куртинах травы (злаков) или среди низкорослых тундровых кустарников. И даже на морских косах они выбирают места с дерном и никогда не сделают гнездо на голом галечнике или песке. Такие травяные шапки хорошо скрывают гнездо от потенциальных хищников, да и саму крачку иногда скрывают с головой. При появлении человека или хищника крачки взлетают и начинают вести себя беспокойно, но не пытаясь атаковать в отличие от полярных или речных крачек. Поэтому всегда актуально правило — не беспокоить птиц у гнезд в период насиживания, особенно краснокнижных (к которым относится и алеутская крачка).

Голос алеутских крачек очень хорошо отличается от других родственных видов, что можно легко услышать на записи. Кстати, на xeno-canto до сих пор не ни одной записи из Евразии, только североамериканские.



Если в яндексе набрать фразу «Цветет багульник», то ваш экран покроют розовым цветом всевозможные фотографии рододендронов. На самом деле багульник — это другой род растений, но жителей Сибири и ДВ не переубедить. Багульник — типичное растение болот, причем в России встречается 4 вида багульника. Каков вид на фото — не знаю, но снят на севере Сахалина.

8Z2A4125

Сахалинские газовики («Сахалин Энерджи») тратят часть ресурсов на экологические обследования территории, где ведется добыча и переработка газа. Разработали программу мониторинга численности местных орланов, в т.ч. строят искусственные присады для белоплечих орланов. Это не реклама этой организации, просто очень необычно для наших организаций. Но тут 50% принадлежит иностранцам, т.ч. хочешь не хочешь, а надо соблюдать западные стандарты.

Мы здесь увидели орланов, которые абсолютно не боятся людей и подпускают на несколько метров. Это о многом говорит в нашей стране.

Кулики — одни из самых интересных и фотогеничных птиц. Но есть одна проблема: большинство куликов гнездятся в северной тундре, ну или в крайнем случае — лесотундре. Есть конечно исключение, но сейчас не про это. Особенно это касается всяких песочников. Конечно, скажите вы, их можно поснимать и в южнее, на пролете. Но в красивом брачном наряде куликов можно увидеть только весной и в начале лета. Да и снимать их, копающихся в песке или грязи на берегу моря — это не тоже самое, что снимать их в цветущей тундре. Где они к тому же предстают во всей красе. А ведь они еще и токуют, поют своеобразные куличиные песни. В общем, после тундры смотреть на пролетных куликов где-нибудь на рыбхозах Подмосковья желания мало (вру конечно).

На фото сахалинский чернозобик имени Павла Станиславовича и Виталия Андреевича.

На севере Сахалина мы столкнулись с интересным оптическим явлением, которого я раньше не видел. С океана пришел вынос тумана, который имел интересную структуру. Проходя сквозь него очки у меня просто залило водой, да и весь я был сверху до низу мокрый. Туман тонким, но плотным покрывалом накрыл землю. Солнце пробивало его сзади, а впереди, над морем висела белая радуга. Оптическое явление называется туманная радуга — также результат преломления света в маленьких каплях воды. При определенных размерах капель воды дифракция побеждает дисперсию и пучок света опять становится белым. Физика однако.

IMG_1187

Типичный север Сахалина — кедровый стланник, лиственницы и горбоносые турпаны на озере. Ну и береговой комплекс подготовки нефти и попутного природного газа.

На берегу моря у залива Чайво расположилась команда рыбаков. У них была куча всяких снастей, машины, лодки и даже своя баня. Не знаю насколько успешный у них был лов, но однажды я шел по берегу моря (как раз был тот самый туман с белой радугой) и увидел крупную белую чайку. Одним глазом она косела на меня, а другим — на крупную рыбу, лежащую недалеко от рыбаков. Историю появления этой рыбы я не знаю, возможно выкинули рыбаки, но явно она заинтересовала чайку. Возможно и белоплечие орланы часто сидели на присаде недалеко от рыбачьего стана именно по этой же самой причине.

В этот раз орланы явно проспали добычу, первой была эта тихоокеанская чайка. Красивое белое оперение на крыльях выдавало в ней еще не до конца взрослую птицу (видимо 3-й календарный год). И если в Приморском крае тихоокеанская чайка нам попалась всего 1 раз за две недели, то на Курильских островах и Сахалине это была самая обычная (после чернохвостых) чайка. Я не стал мешать этой красавице вкусно пообедать и пошел дальше в туман, за новыми интересными наблюдениями.

В старых источниках про озерную чайку на Охотском море пишут следующее:
«Отсутствуют данные о гнездовании на обширных территориях на западном берегу Охотского моря, но гнездится на его южном побережье, например в нижнем течении Амура (Росляков, Рослая, 1981). По Г.П. Дементьеву (1951), гнездится на Сахалине, но более поздние авторы этого не подтверждают (Гизенко, 1955).»

Более свежие даные говорят следующее:
«Из чайковых птиц на островах в заливах Набильском, Ныйском, Даги, Чайво и Пильтун в смешанных колониях поселяются алеутские и речные крачки (Sterna aleutica, S. hirundo), а на заливе Пильтун — озерные чайки (Larus ridibundus)»

Таким образом, озерная чайка достаточно редкий вид для Сахалина. Может Павел Ктиторов (Pavel Ktitorov) расскажет детали про ее численность. Но мы встретили на гнездовании озерную чайку и в заливе Чайво, где была смешанная колония озерок, речных и камчатских крачек. Шумных озерок видно и слышно издалека, что в Мытищах, что на Сахалине 🙂

На языке древних финнов слово guovssahasat (северное сияние) является однокоренным со словом guovssu, что означает утренний рассвет и вечерний закат. Guovssahasat также означает птицу кукшу, которая имеет красочные перья и живой характер. Древние финны верили, что душа охотника перерождается в кукшу. Убийство кукши приносит несчастье охотнику. Полярные сияния, как и птица-кукша, часто считались духами мертвых. У якутов также есть поверье, что когда охотник идет на охоту и перед ним пролетит кукша, то будет много дичи.

Таким образом легенды о кукше объединяют охотников от Скандинавии до Дальнего Востока. При этом большая часть ареала кукши находится именно на территории России. Причем выделяют 11 подвидов кукши. На фото кукша с северной части Сахалина, подвид P.i. sakhalinensis. Встретили мы стайку кукш случайно, когда в поисках дикуши заехали в дикие темнохвойные дебри в районе Ногликов. Кукши шумной стайкой быстро проследовали мимо нас, удалось буквально несколько раз остановить мгновение.

8Z2A4120

8Z2A4105

8Z2A4112

Раньше белоплечие орланы больше всего страдали на зимовках в Японии, где японские самураи отстреливали этих птиц для украшения своих стрел белыми хвостовыми перьями орланов.

Пищевых конкурентов у белоплечих орланов практически нет, наоборот, они сами могут периодически разбойничать, отнимая пойманную рыбу у более слабых орланов-белохвостов

В тундре нет деревьев и местным певцам приходится заявлять о себе либо с высокой кочки, либо высоко подлетая в токовом полете. Певчих птиц здесь мало, их тут заменяют многочисленных кулики. На Сахалине конечно тундры мало, но тем не менее вполне можно получить удовольствие от песен чернозобиков (раньше их песни слышал только на записи).

В прошлую поездку на Сахалин одним из желаемых лайферов был длиннопалый песочник — куличок с достаточно широким ареалом, но со спорадичным гнездованием по всему ареалу. Птица достаточно редкая и плохо изученная. В общем не нашли мы его, а очень хотелось. Вместо них были травники, фифи, чернозобики и турухтан. На фото — сахалинский травник.

Нулевой уровень просветления. Для простого здорового человека все маленькие серенькие птички — воробьи.

Первый уровень просветления. При некотором погружении становится ясно, что есть воробьи, славки, камышевки и пеночки.

Второй уровень просветления. Пеночки — они все разные (но очень похожие)! Есть серенькие, есть зелененькие, есть с полосочками на голове, а есть с полосочками на крыльями. И поют все по-разному!

Уровень «Бог орнитологии». Отличаем всех этих серо-бурых малявок: сибирскую теньковку, кавказскую, иранскую, бурую пеночек по внешнему виду и оттенкам серого.

Я до последнего уровня не дорос, но на фото бурые пеночки с Сахалина.

8Z2A3423

8Z2A3432

8Z2A3434

Мне в моих путешествиях чаще всего везет с погодой. А может просто плохой погоды нет, поэтому я ее не замечаю. Тем не менее, те несколько дней, что мы провели на севере Сахалина были отличными, практически без ветра и дождя. Только в тот день, когда мы отправились в обратный путь, начался затяжной дождь.

На обратном пути мы заехали в одно место, которое было отмечено как место обитания сахалинской дикуши. Нас сразу предупредили, что в июне ее искать бессмысленно, т.к. в этот период они становятся невидимками. Но мы все-таки отъехали на 30 км от основной трассы и добрались до мест, где живут эти интересные курочки. Естественно, что в середине дня под дождем в июне в течение часа-двух наблюдений дикушу мог надеяться найти только заядлый оптимист. Мы даже проигрывали звуки токования дикуши, но никто не отвечал. Только голос Юрия Болеславовича Пукинского комментировал из динамиков особенности токового поведения дикуш, разносясь над местными болотами.

Мы с Alexey Pankov в этот раз не оказались везунчиками, тем не менее встретили стайку шумных кукш, которые быстро проскакали по веткам аянских елей и оставили приятный осадок от мокрого и промозглого дня. Обратно, к основной трассе, возвращались уже по размокшей дороге. Мы боялись, что наш маленький Toyota Platz спасует перед сахалинскими дорогами, но все обошлось.

Так мы познакомились с биотопом сахалинской дикуши, не увидев саму птицу. Сейчас я знаю более доступные места, где можно посмотреть эту птицу в том же Хабаровском крае, куда ведут асфальтированные дороги. Но это будет когда-нибудь следующей историей с приключениями.

IMG_1224

Добавить комментарий